
Факторы риска у детей можно разделить на три типа.
Факторы риска, связанные с развитием ребенка в онтогенезе (в биологическом и генеалогическом анамнезе). К ним относятся:
- в пренатальном периоде: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм (матери и отца), острые заболевания и оперативные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка до 18 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение артериального давления во время беременности;
- в интранатальном периоде: быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, инструментальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах;
- отягощенный генеалогический анамнез, если в родословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакторные заболевания с определенной метаболической направленностью.
Определенные состояния плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а именно:
- многоплодная беременность, недоношенность (без резких признаков незрелости), переношенность, избыточная масса тела при рождении (4 кг и более);
- внутриутробное инфицирование;
- асфиксия, родовая травма (без грубых нарушений), гемолитическая болезнь новорожденного.
Некоторые отклонения в развитии и состоянии здоровья:
- рахит (начальный период, I степени, остаточные явления);
- гипотрофия I степени;
- дефицит или избыток массы тела I и II степени;
- аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;
- пилороспазм без явлений гипотрофии;
- некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства; расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота, недоопущение яичек в мошонку на 1 — 2-м году жизни и др.;
- малые размеры большого родничка при рождении; дефекты осанки; уплощенная стопа;
- функциональные изменения сердечно-сосудистой системы; шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой;
- гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмониями;
- частые острые заболевания, в том числе респираторные;
- понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы — угроза анемии;
- тимомегалия;
- субкомпенсированный кариес (кариес 6 — 8 зубов), аномалии прикуса, не требующие немедленной коррекции;
- перинатальная энцефалопатия у детей 1-го года жизни, отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;
- дисфункция желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;
- миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без амблиопии при остроте -зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 D без нарушения бинокулярного зрения;
- вираж туберкулиновой пробы;
- состояние реконвалесценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.).
Третья группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т. е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения, обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями (1 — 3 раза в год), наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания.
Пятая группа — дети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды. Состояние компенсации, суб- и декомпенсации.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина
Основной документ для ведения ежедневного контроля — неучетная форма документации «Дневник группы» или «Тетрадь передачи дежурств и назначений врача и старшего воспитателя». В группе детей 1-го года жизни ведутся также индивидуальные «Листы питания» (индивидуальные дневники), позволяющие ежедневно и несколько раз в день, объективно, индивидуально контролировать состояние здоровья, аппетит, стул, температуру, массу тела, сон и бодрствование…
Объективные данные: Соматический статус — состояние удовлетворительное, крик громкий, сосет активно. Телосложение правильное, питание хорошее, кожа чистая. Пупочная ранка чистая, влажная. Тоны сердца звучные, ритмичные, 120 в 1 мин. В легких — дыхание пуэрильное, 28 в 1 мин. Живот мягкий. Печень выступает из-под реберного края на 1 см. Стул желтый, гомогенный, 5 — 6 раз…
Медицинские назначения могут быть лечебными или, как назначения педагога, организационными, методическими; они могут быть направлены на работу всего персонала группы или одного сотрудника, относиться к одному ребенку или ко всей группе. Учетная форма документации (112/у) — «История развития» (или «История болезни» в специализированных домах ребенка) — главный документ, в котором врач, делая текущие записи, фиксирует…
Осуществляя контроль за здоровьем детей раннего возраста, педиатр определяет может ли ребенок в данный момент находиться в группе, нуждается ли он в дополнительном лабораторно-инструментальном исследовании и консультации врачей других специальностей, можно ли ему делать профилактические прививки, может ли ребенок заниматься в соответствии с программой воспитания в доме ребенка и др., иными словами, он определяет «меру…
Факторы раннего онтогенеза (биологический анамнез) можно разделить на два вида: фон, на котором закладывается плод и формируется здоровье ребенка, т. е. антенатальный период онтогенеза и такие осложнения интра- и раннего постнатального онтогенеза, как длительные или стремительные роды, пособия в родах, кесарево сечение, ранний перевод на искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные условия и др. Состояние новорожденного в…