Факторы риска у детей можно разделить на три типа.

Факторы риска, связанные с развитием ребенка в онтогенезе (в биологическом и генеалогическом анамнезе). К ним относятся:

  • в пренатальном периоде: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм (матери и отца), острые заболевания и оперативные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка до 18 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение артериального давления во время беременности;
  • в интранатальном периоде: быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, инструментальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах;
  • отягощенный генеалогический анамнез, если в родословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакторные заболевания с определенной метаболической направленностью.

Определенные состояния плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а именно:

  • многоплодная беременность, недоношенность (без резких признаков незрелости), переношенность, избыточная масса тела при рождении (4 кг и более);
  • внутриутробное инфицирование;
  • асфиксия, родовая травма (без грубых нарушений), гемолитическая болезнь новорожденного.

Некоторые отклонения в развитии и состоянии здоровья:

  • рахит (начальный период, I степени, остаточные явления);
  • гипотрофия I степени;
  • дефицит или избыток массы тела I и II степени;
  • аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;
  • пилороспазм без явлений гипотрофии;
  • некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства; расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота, недоопущение яичек в мошонку на 1 — 2-м году жизни и др.;
  • малые размеры большого родничка при рождении; дефекты осанки; уплощенная стопа;
  • функциональные изменения сердечно-сосудистой системы; шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой;
  • гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмониями;
  • частые острые заболевания, в том числе респираторные;
  • понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы — угроза анемии;
  • тимомегалия;
  • субкомпенсированный кариес (кариес 6 — 8 зубов), аномалии прикуса, не требующие немедленной коррекции;
  • перинатальная энцефалопатия у детей 1-го года жизни, отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;
  • дисфункция желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;
  • миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без амблиопии при остроте -зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 D без нарушения бинокулярного зрения;
  • вираж туберкулиновой пробы;
  • состояние реконвалесценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.).

Третья группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т. е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения, обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями (1 — 3 раза в год), наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания.

Пятая группа — дети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды. Состояние компенсации, суб- и декомпенсации.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Последним разделом работы педиатра во время углубленного осмотра является оформление этапного эпикриза (записи) по унифицированной форме в истории развития ребенка. Наиболее важны этапные эпикризы, так как они проводятся в декретированные возрастные периоды, определяющие качественные изменения в показателях развития, функционального состояния и здоровья ребенка. Для того чтобы отдельные записи можно было сравнить между собой и получить…

Приводим пример записи эпикриза (первичная запись) при приеме ребенка в дом ребенка: Катя В., возраст 10 дней Антропометрия: Длина тела — 51 см; Масса тела — 4000 г; Окружность груди — 35 см; Окружность головы — 36 см; Большой родничок — 2*2 см2; Уровень нервно-психического развития: зрительный анализатор —  10 дней; слуховой анализатор — 10…

Основной документ для ведения ежедневного контроля — неучетная форма документации «Дневник группы» или «Тетрадь передачи дежурств и назначений врача и старшего воспитателя». В группе детей 1-го года жизни ведутся также индивидуальные «Листы питания» (индивидуальные дневники), позволяющие ежедневно и несколько раз в день, объективно, индивидуально контролировать состояние здоровья, аппетит, стул, температуру, массу тела, сон и бодрствование…

Объективные данные: Соматический статус — состояние удовлетворительное, крик громкий, сосет активно. Телосложение правильное, питание хорошее, кожа чистая. Пупочная ранка чистая, влажная. Тоны сердца звучные, ритмичные, 120 в 1 мин. В легких — дыхание пуэрильное, 28 в 1 мин. Живот мягкий. Печень выступает из-под реберного края на 1 см. Стул желтый, гомогенный, 5 — 6 раз…

Медицинские назначения могут быть лечебными или, как назначения педагога, организационными, методическими; они могут быть направлены на работу всего персонала группы или одного сотрудника, относиться к одному ребенку или ко всей группе. Учетная форма документации (112/у) — «История развития» (или «История болезни» в специализированных домах ребенка) — главный документ, в котором врач, делая текущие записи, фиксирует…

Популярное
Новое Прочее