Динамическое наблюдение за состоянием здоровья одних к тех же детей

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей / Динамическое наблюдение за состоянием здоровья одних к тех же детей

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья одних к тех же детей показывает, что переход из одной группы в другую с улучшением состояния здоровья — процесс более постепенный, чем ухудшение состояния здоровья.

Последнее связано с возможностью быстрого формирования длительно текущего заболевания с симптомами субкомпенсации сразу же после перенесенного острого заболевания (например, после острого нефрита, ревматизма, родовой травмы, гемолитической болезни новорожденного).

В случае появления у ребенка одновременно нескольких функциональных отклонений в состоянии здоровья или наличии факторов риска (увеличение частоты острых заболеваний, уменьшение массы тела), группа здоровья не меняется, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения и специального оздоровления.

Распределение детей на группы по уровню здоровья служит важнейшим критерием для осуществления дальнейшего за ними наблюдения, оздоровления и лечения, т. е. обусловливает назначение рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию (массаж, гимнастика, закаливание), воспитательным воздействиям, профилактическим прививкам, профилактике пограничных состояний, диспансеризации, лабораторным исследованиям, симптоматической медикаментозной терапии.

Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установленные для каждого возраста; им назначают только профилактические и оздоровительно-воспитательные воздействия.

Для детей II группы здоровья сроки обследований устанавливаются чаще в зависимости от характера отклонений; они нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных воздействий в соответствии с конкретной причиной и функциональными отклонениями, определяющими группу, индивидуальном щадящем режиме дня, индивидуальном питании, физическом воспитании и закаливании, а также в физиотерапевтических процедурах и при необходимости — в симптоматическом лечении.

Некоторые дети II группы нуждаются в систематическом наблюдении в возрастные сроки и по показателям чаще у невропатолога, эндокринолога и др. с целью своевременного выявления возможных отклонений в зависимости от фактора риска.

Дети III, IV и V групп наблюдаются врачом дома ребенка и врачами-специалистами в сроки, установленные для диспансеризации больных, находящихся на диспансерном учете; они нуждаются в систематическом лечении, проведении специальных оздоровительных мероприятий в зависимости от основного диагноза в изменении режима дня, питания, физического воспитания, закаливания. Часто этим детям необходимо лечение в стационаре и санатории.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Последним разделом работы педиатра во время углубленного осмотра является оформление этапного эпикриза (записи) по унифицированной форме в истории развития ребенка. Наиболее важны этапные эпикризы, так как они проводятся в декретированные возрастные периоды, определяющие качественные изменения в показателях развития, функционального состояния и здоровья ребенка. Для того чтобы отдельные записи можно было сравнить между собой и получить…

Приводим пример записи эпикриза (первичная запись) при приеме ребенка в дом ребенка: Катя В., возраст 10 дней Антропометрия: Длина тела — 51 см; Масса тела — 4000 г; Окружность груди — 35 см; Окружность головы — 36 см; Большой родничок — 2*2 см2; Уровень нервно-психического развития: зрительный анализатор —  10 дней; слуховой анализатор — 10…

Основной документ для ведения ежедневного контроля — неучетная форма документации «Дневник группы» или «Тетрадь передачи дежурств и назначений врача и старшего воспитателя». В группе детей 1-го года жизни ведутся также индивидуальные «Листы питания» (индивидуальные дневники), позволяющие ежедневно и несколько раз в день, объективно, индивидуально контролировать состояние здоровья, аппетит, стул, температуру, массу тела, сон и бодрствование…

Объективные данные: Соматический статус — состояние удовлетворительное, крик громкий, сосет активно. Телосложение правильное, питание хорошее, кожа чистая. Пупочная ранка чистая, влажная. Тоны сердца звучные, ритмичные, 120 в 1 мин. В легких — дыхание пуэрильное, 28 в 1 мин. Живот мягкий. Печень выступает из-под реберного края на 1 см. Стул желтый, гомогенный, 5 — 6 раз…

Медицинские назначения могут быть лечебными или, как назначения педагога, организационными, методическими; они могут быть направлены на работу всего персонала группы или одного сотрудника, относиться к одному ребенку или ко всей группе. Учетная форма документации (112/у) — «История развития» (или «История болезни» в специализированных домах ребенка) — главный документ, в котором врач, делая текущие записи, фиксирует…

Популярное
Новое Прочее