Развитие и воспитание детей 1-го года жизни

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов). Уход за ребенком и целенаправленное воспитание начинается с первых дней жизни. Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека.

Общение со взрослыми
— необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития. Очень рано (на 3-м месяце жизни) возникает интерес к другим детям, который проявляется в виде длительного рассматривания, радости при появлении детей, а затем и подражания друг другу.

На 1-м году велика потребность в различных впечатлениях и двигательной активности.

Отсутствие впечатлений и недостаток движений ведут к задержке развития и нарушению поведения.

Для детей 1-го года жизни характерна большая роль эмоционального состояния, которое зависит от состояния здоровья, внешних условий, удовлетворения потребностей ребенка. Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка.

Эти умения названы ведущими и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых. В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но ость основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование положительных и предупреждение отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.).


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Ребенок 2-го года жизни очень эмоционален. Эмоции разнообразны и играют большую роль в развитии. У ребенка этого возраста формируются сложные функции мозга, развивается память, внимание, ориентировочная деятельность. В то же время у него недостаточно развито внутреннее торможение, ребенку трудно сдержать себя, выразить и высказать свои желания. Это может привести к возбуждению, неадекватному поведению и нередко…

Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми. Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно…

С ребенком можно говорить о том, чего сейчас нет, опираясь на его прошлый опыт. Ему надо рассказывать короткие и простые рассказы, потешки, четверостишия. Для расширения кругозора надо называть все, что видит ребенок на прогулке, при рассматривании книг, из окна, во время экскурсии по комнате. Вопросы взрослого к ребенку во время наблюдений побуждают его пользоваться речью,…

Удельный вес обучения детей на занятиях в режиме дня очень мал, но значение занятий очень велико, так как они проводятся систематически и целенаправленно. Длительность занятий, число детей, место и время проведения различны в зависимости от возраста детей и уровня их развития. Занятия должны проводиться во всех возрастных группах, начиная с 1 1/2 — 2 мес….

Популярное
Новое Прочее