Развитие и воспитание детей 1-го года жизни

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов). Уход за ребенком и целенаправленное воспитание начинается с первых дней жизни. Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека.

Общение со взрослыми
— необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития. Очень рано (на 3-м месяце жизни) возникает интерес к другим детям, который проявляется в виде длительного рассматривания, радости при появлении детей, а затем и подражания друг другу.

На 1-м году велика потребность в различных впечатлениях и двигательной активности.

Отсутствие впечатлений и недостаток движений ведут к задержке развития и нарушению поведения.

Для детей 1-го года жизни характерна большая роль эмоционального состояния, которое зависит от состояния здоровья, внешних условий, удовлетворения потребностей ребенка. Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка.

Эти умения названы ведущими и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых. В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но ость основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование положительных и предупреждение отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.).


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка. В этом возрасте развивается способность подражать в лепете и действиях с предметами. Без умения подражать невозможно дальнейшее развитие и обучение ребенка. К 7 мес дети повторно произносят отдельные слоги — лепечут. У каждого ребенка есть «свои» два-три слога, которые он многократно, повторно, в разных сочетаниях произносит. К 8 мес…

На 3-м году жизни происходят существенные изменения в развитии и поведении ребенка. Продолжается интенсивный темп физического развития, хотя и несколько замедленный по сравнению со 2-м годом жизни. Ребенок становится физически более выносливым. Повышается работоспособность нервной системы. Увеличивается выносливость нервных клеток коры большого мозга и способность концентрации нервного возбуждения, вследствие чего ребенок может заниматься одним и…

Для овладения самостоятельной ходьбой необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на всю ступню, ходить с опорой вперед, опираясь на всю ступню, понимание словесных инструкций, ориентировка в пространстве. Поэтому нецелесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу, когда еще отсутствует целый ряд необходимых предпосылок. Необходимо следить, чтобы овладение ходьбой не задерживалось отсутствием места для движений, неправильными воспитательными…

Ребенок устанавливает причинную связь между предметами и явлениями окружающей жизни, учится сравнивать и сопоставлять, у него возникают элементарные суждения об окружающем. Свои действия дети сопровождают высказываниями. Процессы воспоминания вызываются с помощью слова. Дети понимают смысл высказываний взрослого о том, что сейчас отсутствует, воспринимают сказки, стихотворения без иллюстраций, содержание картин с сюжетом. Это период большой речевой…

Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, направленные на достижение результата: закрыть,…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее