Развитие и воспитание детей 1-го года жизни

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов). Уход за ребенком и целенаправленное воспитание начинается с первых дней жизни. Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека.

Общение со взрослыми
— необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития. Очень рано (на 3-м месяце жизни) возникает интерес к другим детям, который проявляется в виде длительного рассматривания, радости при появлении детей, а затем и подражания друг другу.

На 1-м году велика потребность в различных впечатлениях и двигательной активности.

Отсутствие впечатлений и недостаток движений ведут к задержке развития и нарушению поведения.

Для детей 1-го года жизни характерна большая роль эмоционального состояния, которое зависит от состояния здоровья, внешних условий, удовлетворения потребностей ребенка. Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка.

Эти умения названы ведущими и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых. В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но ость основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование положительных и предупреждение отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.).


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — на день. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову. С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования,…

Самостоятельная игра, возникающая по инициативе ребенка, занимает более 80% каждого отрезка бодрствования. Особая ценность игры в том, что она интересна ребенку и поэтому способствует его развитию. До 1 года 3 мес ребенок воспроизводит в игре то, чему его учили. В период от 1 года 3 мес до т/г лет появляются новые действия, которые специально с…

Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых,…

Воспитательница, организуя самостоятельную деятельность и игру, наблюдение за окружающим, рассматривание книг, общение, обеспечивает уравновешенное состояние нервной системы детей, их бодрое настроение, особое внимание уделяет развитию познавательной и двигательной активности. Она поддерживает порядок во время игры и предлагает это же делать детям, следит за позой детей во время игры на полу и за столом, за их…

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др. Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки…

Популярное
Новое Прочее