Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Суточный ритм с концентрацией сна в ночное время)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Суточный ритм с концентрацией сна в ночное время)

К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — на день. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову.

С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально положительных реакций.

Развивается умение сосредоточить взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, пение, звучание погремушки), развивается «речевой слух», умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать окружающее на расстоянии с помощью дистанционных анализаторов.

Приобретенные умения делают ребенка спокойным, он уже может бодрствовать самостоятельно, если есть на что смотреть и к чему прислушиваться. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется ответная улыбка на общение взрослого.

На 3-м месяце формируется комплекс оживления:
радуясь, ребенок выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкивается при этом на игрушку, издает звуки (гукает, гулит). Наблюдается удержание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упор ног.

В возрасте от 3 до 6 мес продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность в кормлении.

Если ребенка приучают к опрятности, следят за чистотой его кожи, он реагирует на мокрое белье, грязное лицо и др. Ведущим в этом возрастном периоде является дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; ориентировка в окружающем, на основе которой позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуется слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого).

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка. В этом возрасте развивается способность подражать в лепете и действиях с предметами. Без умения подражать невозможно дальнейшее развитие и обучение ребенка. К 7 мес дети повторно произносят отдельные слоги — лепечут. У каждого ребенка есть «свои» два-три слога, которые он многократно, повторно, в разных сочетаниях произносит. К 8 мес…

На 3-м году жизни происходят существенные изменения в развитии и поведении ребенка. Продолжается интенсивный темп физического развития, хотя и несколько замедленный по сравнению со 2-м годом жизни. Ребенок становится физически более выносливым. Повышается работоспособность нервной системы. Увеличивается выносливость нервных клеток коры большого мозга и способность концентрации нервного возбуждения, вследствие чего ребенок может заниматься одним и…

Для овладения самостоятельной ходьбой необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на всю ступню, ходить с опорой вперед, опираясь на всю ступню, понимание словесных инструкций, ориентировка в пространстве. Поэтому нецелесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу, когда еще отсутствует целый ряд необходимых предпосылок. Необходимо следить, чтобы овладение ходьбой не задерживалось отсутствием места для движений, неправильными воспитательными…

Ребенок устанавливает причинную связь между предметами и явлениями окружающей жизни, учится сравнивать и сопоставлять, у него возникают элементарные суждения об окружающем. Свои действия дети сопровождают высказываниями. Процессы воспоминания вызываются с помощью слова. Дети понимают смысл высказываний взрослого о том, что сейчас отсутствует, воспринимают сказки, стихотворения без иллюстраций, содержание картин с сюжетом. Это период большой речевой…

Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, направленные на достижение результата: закрыть,…

Популярное
Новое Прочее