Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Гуление)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Гуление)

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др.

Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небные — н, б, т, д, н, л и др.) и первые слоги — сочетание гласного и губного или небного согласного звука (па, ба, ма и др.), т. е. появляется лепет.

При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, «речевого слуха».

Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во втором полугодии жизни. К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается на ножки при поддержке под мышки.

Он проявляет интерес к игрушкам и пытается приблизиться к ним, звуками привлекает к себе внимание взрослого, радуется занимаясь игрушками и общаясь с детьми. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно. В возрасте от 6 до 9 мес длительность бодрствования увеличивается до- 2 — 2 1/2 ч, ребенок переходит на режим с тремя периодами дневного сна.

По мере развития усложняется поведение-ребенка в режимных процессах. Он пьет из чашки, которую держит взрослый, а к 9 мес придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба.

При умывании ребенок протягивает руки в воде, с удовольствием умывается, проявляет активность при одевании и раздевании (поднимает ногу, протягивает руку и др.).

Ведущим в этом возрасте является развитие движений и прежде всего овладение ползанием.

Дети сначала должны овладеть, моторными функциями
— движениями, связанными с изменением положения в пространстве, с перемещением, а потом — статическими — способностью сохранять определенное положение тела. Их надо учить садиться, а не сидеть; вставать, а не стоять.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Игрушек должно быть немного — 2 — 3 на одного ребенка. Для поддержания активного поведения детей на протяжении одного периода бодрствования игрушки надо менять. Покормив детей (после пробуждения) воспитательница играет с ними, обучает, меняет игрушки. Дети не могут длительно активно бодрствовать без участия взрослого. Поэтому самостоятельная деятельность ребенка чередуется с занятиями и общением со взрослыми….

Проводить занятия надо в первую половину каждого периода бодрствования. Не следует заниматься в конце бодрствования, перед сном, после прогулки, перед едой и сразу после еды. В основном занятия проводятся по подгруппам. В каждой подгруппе 5 — 6 детей, близких по уровню развития. Исключением являются музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, показ кукольного театра, которые проводятся со…

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

Популярное
Новое Прочее