Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Гуление)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Гуление)

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др.

Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небные — н, б, т, д, н, л и др.) и первые слоги — сочетание гласного и губного или небного согласного звука (па, ба, ма и др.), т. е. появляется лепет.

При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, «речевого слуха».

Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во втором полугодии жизни. К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается на ножки при поддержке под мышки.

Он проявляет интерес к игрушкам и пытается приблизиться к ним, звуками привлекает к себе внимание взрослого, радуется занимаясь игрушками и общаясь с детьми. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно. В возрасте от 6 до 9 мес длительность бодрствования увеличивается до- 2 — 2 1/2 ч, ребенок переходит на режим с тремя периодами дневного сна.

По мере развития усложняется поведение-ребенка в режимных процессах. Он пьет из чашки, которую держит взрослый, а к 9 мес придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба.

При умывании ребенок протягивает руки в воде, с удовольствием умывается, проявляет активность при одевании и раздевании (поднимает ногу, протягивает руку и др.).

Ведущим в этом возрасте является развитие движений и прежде всего овладение ползанием.

Дети сначала должны овладеть, моторными функциями
— движениями, связанными с изменением положения в пространстве, с перемещением, а потом — статическими — способностью сохранять определенное положение тела. Их надо учить садиться, а не сидеть; вставать, а не стоять.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Ребенок 2-го года жизни очень эмоционален. Эмоции разнообразны и играют большую роль в развитии. У ребенка этого возраста формируются сложные функции мозга, развивается память, внимание, ориентировочная деятельность. В то же время у него недостаточно развито внутреннее торможение, ребенку трудно сдержать себя, выразить и высказать свои желания. Это может привести к возбуждению, неадекватному поведению и нередко…

Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми. Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно…

Популярное
Новое Прочее