Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Самостоятельная ходьба)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Самостоятельная ходьба)

Для овладения самостоятельной ходьбой необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на всю ступню, ходить с опорой вперед, опираясь на всю ступню, понимание словесных инструкций, ориентировка в пространстве. Поэтому нецелесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу, когда еще отсутствует целый ряд необходимых предпосылок.

Необходимо следить, чтобы овладение ходьбой не задерживалось отсутствием места для движений, неправильными воспитательными и обучающими воздействиями. Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи.

К 10 мес он по просьбе взрослого находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, к 11 мес — названную игрушку среди многих других, а к 12 мес по просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.).

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Ребенок понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией; становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела и др.

Ребенок может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо». Формируется активная речь. В период от 9 до 12 мес ребенок овладевает первыми словами. В основе произнесения первых слов лежит понимание речи, способность лепетать и подражать.

Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце 1-го года становятся составными частями первых слов («баба», «дай», «на», «бах», «ав» и др.). Словом является любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание.

Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, так как это определяется взрослым. К году ребенок произносит около 10 простых, облегченных, «лепетных» слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значительно меньше понимаемых.

Ребенок много лепечет, сопровождает лепетом свои действия, движения.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Популярное
Новое Прочее