Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Действия с предметами)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Развитие и воспитание детей 1-го года жизни (Действия с предметами)

Действия с предметами обогащают личный опыт ребенка новыми впечатлениями, способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия. К концу года ребенок уже отличает кубик от кирпичика, узнает на фотографии знакомого взрослого человека. Значительно усложняется характер общения ребенка с окружающими.

К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, при виде нарядного взрослого, жалость, ревность, обида и др. Усложняются причины возникновения отрицательных эмоций. У ребенка преобладает положительное эмоциональное отношение к окружающим, потребность в общении с ними.

Появляются формы положительного общения друг с другом — дети играют рядом, одной игрушкой, догоняют друг друга, прячутся, ищут, радуются другим детям. У ребенка появляется интерес и положительное отношение ко всему живому — к животным, птицам, рыбам, растениям.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение разного характера, прислушивается к звучанию разных инструментов: понимая слова песни, выполняет движения, действия; начинает подражать интонации песни и «подпевать». Организация самостоятельной деятельности имеет большое значение в воспитании детей 1-го года жизни. Важно правильно организовать бодрствование детей, свободное от режимных процессов время. Роль воспитательницы в руководстве самостоятельной деятельностью детей 1-го года жизни в разные отрезки бодрствования различна.

В начале бодрствования, когда дети просыпаются, их поднимают и начинают кормить, и в конце бодрствования, когда дети устают и их укладывают спать, участие воспитательницы в организации деятельности детей ограничено. Подняв ребенка после сна и покормив, она помещает его в манеж или на пол за барьер, дает игрушку и следит, чтобы все дети были заняты и спокойны, продолжая поднимать и кормить других детей.

При необходимости воспитательница подходит к ребенку, меняет его положение, привлекает внимание к игрушке, говорит с ним. В конце бодрствования, укладывая детей спать, она также лишь следит за играющими детьми. В эти отрезки бодрствования она не может обучать детей, играть с ними.

В это время не следует вводить в игру новые игрушки или давать такие, которыми дети без взрослого пользоваться не могут, шумные игрушки. До пробуждения детей воспитательница готовит условия для их самостоятельной деятельности. В манеже и за барьером на полу она раскладывает игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Популярное
Новое Прочее