Действия с предметами (Организация индивидуальных занятий)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Действия с предметами (Организация индивидуальных занятий)

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности.

Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком умений занятия усложняются. Кроме индивидуальных занятий, проводятся и групповые.

Заниматься одновременно с несколькими детьми (не более 5 — 6) можно тогда, когда у них уже имеется некоторый запас сенсорных и двигательных умений, ориентировка в окружающем. После 9 мес количество групповых занятий увеличивается. Музыкальные занятия и развлечения уже с 2 — 3 мес проводятся с группой детей одного возраста и уровня развития. Последовательность и повторность проведения занятий зависят от уровня развития ребенка.

Так, если ребенок много двигается сам во время самостоятельной деятельности, то в основном следует проводить занятия по развитию зрительных, слуховых и голосовых реакций.

С пассивным ребенком надо заниматься длительнее и чаще. Во время занятия надо добиваться от каждого ребенка активного ответа (вызывать стремление взять игрушку и дождаться, чтобы он взял ее, а не вкладывать игрушку в руку ребенка).

Чтобы дети не отвлекались в новой обстановке, заниматься лучше там, где они обычно бодрствуют — в манеже или на полу за барьером. После 9 мес для занятий с дидактическим материалом детей надо иногда сажать за стол.

Определенная обстановка и поза, речь взрослого — все это создает у ребенка установку на занятия. Индивидуальные занятия планируются с детьми в возрасте от 2 мес до 1 года, групповые — с детьми от 6 мес до 1 года. Для детей от 9 мес до 1 года составляется календарный план групповых занятий на неделю (по дням недели), который повторяется в течение месяца.

Ежедневно проводятся 4 групповых занятия — одно в первом отрезке бодрствования, два — во втором и одно — в третьем. С группой детей можно проводить те занятия, которые уже были проведены индивидуально, или те, которые усложняют и закрепляют индивидуальные.

Групповыми могут быть только такие занятия, в которых одновременно активны все дети: показы-развлечения, показы предметов, показы-инсценировки, занятия для развития движений, развлечения, музыкальные занятия.

Если дети не овладели материалом или умениями, то занятия с некоторыми изменениями переносят на следующий месяц.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых,…

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки. Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности. Показатели правильной организации деятельности…

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др. Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки…

Число детей в подгруппе в первом полугодии 2-го года жизни — 2 — 4, старше 1 1/2 лет — 4 — 6. Длительность занятий по развитию речи (рассматривание картинок, книжек, слушание рассказа без показа, показ-инсценировка) не превышает 5 — 7 мин, занятия со строительным материалом до лет длятся 2 — 5 мин, старше 1 1/2…

Насильное усаживание еще не умеющего садиться ребенка ведет к нарушению его осанки и поведения. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет поведение ребенка, он становится более активным и самостоятельным, начинает ориентироваться в окружающем. Ребенок может приблизиться ко всему, что раньше было удалено; это расширяет его кругозор, способствует познанию пространства. Ползание положительно влияет на физическое…

Популярное
Новое Прочее