Действия с предметами (Организация индивидуальных занятий)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Действия с предметами (Организация индивидуальных занятий)

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности.

Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком умений занятия усложняются. Кроме индивидуальных занятий, проводятся и групповые.

Заниматься одновременно с несколькими детьми (не более 5 — 6) можно тогда, когда у них уже имеется некоторый запас сенсорных и двигательных умений, ориентировка в окружающем. После 9 мес количество групповых занятий увеличивается. Музыкальные занятия и развлечения уже с 2 — 3 мес проводятся с группой детей одного возраста и уровня развития. Последовательность и повторность проведения занятий зависят от уровня развития ребенка.

Так, если ребенок много двигается сам во время самостоятельной деятельности, то в основном следует проводить занятия по развитию зрительных, слуховых и голосовых реакций.

С пассивным ребенком надо заниматься длительнее и чаще. Во время занятия надо добиваться от каждого ребенка активного ответа (вызывать стремление взять игрушку и дождаться, чтобы он взял ее, а не вкладывать игрушку в руку ребенка).

Чтобы дети не отвлекались в новой обстановке, заниматься лучше там, где они обычно бодрствуют — в манеже или на полу за барьером. После 9 мес для занятий с дидактическим материалом детей надо иногда сажать за стол.

Определенная обстановка и поза, речь взрослого — все это создает у ребенка установку на занятия. Индивидуальные занятия планируются с детьми в возрасте от 2 мес до 1 года, групповые — с детьми от 6 мес до 1 года. Для детей от 9 мес до 1 года составляется календарный план групповых занятий на неделю (по дням недели), который повторяется в течение месяца.

Ежедневно проводятся 4 групповых занятия — одно в первом отрезке бодрствования, два — во втором и одно — в третьем. С группой детей можно проводить те занятия, которые уже были проведены индивидуально, или те, которые усложняют и закрепляют индивидуальные.

Групповыми могут быть только такие занятия, в которых одновременно активны все дети: показы-развлечения, показы предметов, показы-инсценировки, занятия для развития движений, развлечения, музыкальные занятия.

Если дети не овладели материалом или умениями, то занятия с некоторыми изменениями переносят на следующий месяц.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Ребенок 2-го года жизни очень эмоционален. Эмоции разнообразны и играют большую роль в развитии. У ребенка этого возраста формируются сложные функции мозга, развивается память, внимание, ориентировочная деятельность. В то же время у него недостаточно развито внутреннее торможение, ребенку трудно сдержать себя, выразить и высказать свои желания. Это может привести к возбуждению, неадекватному поведению и нередко…

Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми. Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно…

Популярное
Новое Прочее