Действия с предметами (Организация индивидуальных занятий)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Действия с предметами (Организация индивидуальных занятий)

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности.

Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком умений занятия усложняются. Кроме индивидуальных занятий, проводятся и групповые.

Заниматься одновременно с несколькими детьми (не более 5 — 6) можно тогда, когда у них уже имеется некоторый запас сенсорных и двигательных умений, ориентировка в окружающем. После 9 мес количество групповых занятий увеличивается. Музыкальные занятия и развлечения уже с 2 — 3 мес проводятся с группой детей одного возраста и уровня развития. Последовательность и повторность проведения занятий зависят от уровня развития ребенка.

Так, если ребенок много двигается сам во время самостоятельной деятельности, то в основном следует проводить занятия по развитию зрительных, слуховых и голосовых реакций.

С пассивным ребенком надо заниматься длительнее и чаще. Во время занятия надо добиваться от каждого ребенка активного ответа (вызывать стремление взять игрушку и дождаться, чтобы он взял ее, а не вкладывать игрушку в руку ребенка).

Чтобы дети не отвлекались в новой обстановке, заниматься лучше там, где они обычно бодрствуют — в манеже или на полу за барьером. После 9 мес для занятий с дидактическим материалом детей надо иногда сажать за стол.

Определенная обстановка и поза, речь взрослого — все это создает у ребенка установку на занятия. Индивидуальные занятия планируются с детьми в возрасте от 2 мес до 1 года, групповые — с детьми от 6 мес до 1 года. Для детей от 9 мес до 1 года составляется календарный план групповых занятий на неделю (по дням недели), который повторяется в течение месяца.

Ежедневно проводятся 4 групповых занятия — одно в первом отрезке бодрствования, два — во втором и одно — в третьем. С группой детей можно проводить те занятия, которые уже были проведены индивидуально, или те, которые усложняют и закрепляют индивидуальные.

Групповыми могут быть только такие занятия, в которых одновременно активны все дети: показы-развлечения, показы предметов, показы-инсценировки, занятия для развития движений, развлечения, музыкальные занятия.

Если дети не овладели материалом или умениями, то занятия с некоторыми изменениями переносят на следующий месяц.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, направленные на достижение результата: закрыть,…

Воспитательница на прогулке проводит дидактические игры и игры-забавы. Следует заботиться о чередовании подвижных и спокойных игр, занятий со всей группой и маленькими группами. У воспитательницы должен быть примерный перечень и набор пособий, игрушек и список игр (подвижные, дидактические, забавы), которые могут быть использованы в соответствии с сезоном. После ужина, перед ночным сном, чтобы не возбуждать…

Действия с предметами обогащают личный опыт ребенка новыми впечатлениями, способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия. К концу года ребенок уже отличает кубик от кирпичика, узнает на фотографии знакомого взрослого человека. Значительно усложняется характер общения ребенка с окружающими. К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, при…

Проводить занятия надо в первую половину каждого периода бодрствования. Не следует заниматься в конце бодрствования, перед сном, после прогулки, перед едой и сразу после еды. В основном занятия проводятся по подгруппам. В каждой подгруппе 5 — 6 детей, близких по уровню развития. Исключением являются музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, показ кукольного театра, которые проводятся со…

Игрушек должно быть немного — 2 — 3 на одного ребенка. Для поддержания активного поведения детей на протяжении одного периода бодрствования игрушки надо менять. Покормив детей (после пробуждения) воспитательница играет с ними, обучает, меняет игрушки. Дети не могут длительно активно бодрствовать без участия взрослого. Поэтому самостоятельная деятельность ребенка чередуется с занятиями и общением со взрослыми….

Популярное
Новое Прочее