Воспитание детей 2-го года жизни (Эмоции)

Ребенок 2-го года жизни очень эмоционален. Эмоции разнообразны и играют большую роль в развитии. У ребенка этого возраста формируются сложные функции мозга, развивается память, внимание, ориентировочная деятельность. В то же время у него недостаточно развито внутреннее торможение, ребенку трудно сдержать себя, выразить и высказать свои желания.

Это может привести к возбуждению, неадекватному поведению и нередко создает сложности в воспитании ребенка. На 2-м году жизни сохраняется быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность развития.

В этом возрасте формируются следующие линии развития: речь понимаемая и активная; сенсорное развитие и развитие движений, умений и навыков самообслуживания в режимных процессах; формируются такие важные виды деятельности, как действия с предметами и игра; более содержательным становится общение ребенка со взрослым.

Активный словарь ребенка увеличивается от 30 — 40 слов к 1 1/2 годам и до 200 — 300 слов к 2 годам.

На протяжении 2-го года жизни, по мере овладения речью ее роль повышается, в частности усиливается влияние понимания речи на другие линии развития, особенно на сенсорное развитие и активную речь (наиболее информативный показатель на 2-м году). Увеличение роли активной речи наблюдается к концу 2-го года. Второй год жизни особенно важен для развития речи.

Речь наиболее чувствительна к воздействиям неблагоприятных факторов. Частые заболевания, недостаточность общения со взрослыми, отсутствие положительных эмоций, сниженный эмоциональный тонус ребенка, период адаптации, хроническое утомление и переутомление, дискомфортные условия жизни (гигиеническая среда, уход, режим, питание и др.) — все это ведет к задержке развития активной речи. На 2-м году развивается понимание речи, формируется функция обобщения.

Ребенок учится подражать в произнесении слов и предложений, осваивает грамматику; растет словарь активных слов, и ребенок начинает пользоваться своим запасом слов. От 1 до лет интенсивно устанавливаются связи между предметами и их словесными обозначениями, формируются обобщения в понимаемой речи.

Ребенок находит предметы по слову взрослого среди предметов все более близких по своим внешним признакам. К 1 1/2 годам в собственной речи ребенок начинает обобщать предметы по существенным признакам; появляется способность понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

Популярное
Новое Прочее