Воспитание детей 2-го года жизни (Разговоры)

С ребенком можно говорить о том, чего сейчас нет, опираясь на его прошлый опыт. Ему надо рассказывать короткие и простые рассказы, потешки, четверостишия. Для расширения кругозора надо называть все, что видит ребенок на прогулке, при рассматривании книг, из окна, во время экскурсии по комнате.

Вопросы взрослого к ребенку во время наблюдений побуждают его пользоваться речью, обозначать воспринимаемое словом; к 2 годам это стимулирует появление первых вопросов «где?», «куда?», «что это?» В первом полугодии 2-го года жизни развивается способность подражать словам, произносимым взрослыми. Слова ребенка еще носят облегченный характер (би-би — машина, ав-ав — собачка), поэтому воспитательница называет предмет полным словом и сразу дает образец для подражания, называя этот же предмет облегченным словом. До 1 года 3 мес ребенок в основном лепечет, затем лепет сокращается.

К 1 1/2 годам ребенок уже способен некоторые слова произносить достаточно верно и, подражая взрослому, повторять за ним короткие предложения. К 1 году 9 мес увеличивается число слов, произнесенных правильно; к 2 годам ребенок говорит двух-трехсловными предложениями, в его речи есть существительные, глаголы, местоимения и наречия, появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее-время глаголов.

Ребенок начинает правильно произносить наиболее легкие согласные (губные и небные).

Для развития речи необходимо обеспечить соответствующие условия. Лепечут дети больше всего во время общей двигательной активности, пользуются словами в момент сильной заинтересованности и действий с предметами, а предложениями — при общении со взрослыми.

Поэтому необходимыми условиями для развития активной речи являются:
обеспечение двигательной активности, общение со взрослым, организация специальных общений, способствующих развитию речи. В доме ребенка надо активно формировать у детей потребность в речевом общении со взрослым. Надо помогать им высказываться, давать образец для подражания.

Если ребенок уже умеет выражать свои желания звуком, словом, то надо давать ему возможность высказываться, а не реагировать на жесты.

У ребенка 2-го года жизни быстро развивается способность подражать. Это характеризует уровень развития, так как подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Между всеми линиями развития наблюдаются тесные взаимосвязи, но их зависимость и сила влияния друг на друга меняется на протяжении года.

До 1 1/2 лет наибольшее развитие получают общие движения, игра и действия с предметами, а также формирование умений при проведении режимных процессов.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Игрушек должно быть немного — 2 — 3 на одного ребенка. Для поддержания активного поведения детей на протяжении одного периода бодрствования игрушки надо менять. Покормив детей (после пробуждения) воспитательница играет с ними, обучает, меняет игрушки. Дети не могут длительно активно бодрствовать без участия взрослого. Поэтому самостоятельная деятельность ребенка чередуется с занятиями и общением со взрослыми….

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Популярное
Новое Прочее