Воспитание детей 2-го года жизни (Сенсорное развитие)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 2-го года жизни (Сенсорное развитие)

Ребенок много приобретает и в сенсорном развитии. Он встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе и в быту и действенным путем познает их. Играя с дидактическими игрушками, ребенок учится сравнивать, различать качества предметов, их форму, величину, цвет, массу, озвученность, фактуру материала и т. д.

Основными опознавательными признаками предмета для ребенка 2-го года жизни являются их форма и величина. Уже с начала 2-го года его надо учить видеть форму шара, куба, эллипса и др., сравнивать предметы контрастной и близкой формы, подбирать такую же форму к образцу. Хорошим средством для развития восприятия формы являются занятия со строительным материалом.

Дети рано выделяют величину предмета. В 1 год 3 мес ребенок различает две контрастные величины, действуя с матрешкой, пирамидкой, кубами; с возрастом он ориентируется в менее контрастных величинах. Это постепенно подводит к первым математическим представлениям. Ребенок очень рано учится воспринимать, сравнивать, различать предметы по цвету.

Специальное обучение начинается с 1 1/2 лет. К 2 годам ребёнок уже по образцу и слову взрослого подбирает предметы по цвету, ориентируется в четырех основных контрастных цветах на однородных предметах, например к красному ботинку подбирает красный, отличая его от синего ботинка. На 2-м году жизни для детей характерна обостренность восприятия; ничто не проходит мимо их внимания.

Это очень важно для ребенка, его мозг получает информацию, необходимую для развития. Ребенок должен не только видеть все разнообразие, но и взаимодействовать с окружающим, активно действовать с предметами.

Условия для сенсорного развития следующие: правильный подбор игрушек и пособий, обучение во время самостоятельной деятельности и на занятиях; подбор объектов для рассматривания (аквариум, макеты, зеркало, картинки и картины на стенах, игрушки, книги); активное обращение внимания на свойства игрушек, предметов во время игры, на прогулке, в режимных процессах. Особое значение в развитии ребенка имеет его самостоятельная деятельность.

Во время нее ребенок много двигается, овладевает разными движениями, совершенствует их, рассматривает окружающее, проявляет интерес ко всему, что находится в комнате, действует с различными игрушками, много общается со взрослыми и детьми.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Действия с предметами обогащают личный опыт ребенка новыми впечатлениями, способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия. К концу года ребенок уже отличает кубик от кирпичика, узнает на фотографии знакомого взрослого человека. Значительно усложняется характер общения ребенка с окружающими. К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, при…

Проводить занятия надо в первую половину каждого периода бодрствования. Не следует заниматься в конце бодрствования, перед сном, после прогулки, перед едой и сразу после еды. В основном занятия проводятся по подгруппам. В каждой подгруппе 5 — 6 детей, близких по уровню развития. Исключением являются музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, показ кукольного театра, которые проводятся со…

Игрушек должно быть немного — 2 — 3 на одного ребенка. Для поддержания активного поведения детей на протяжении одного периода бодрствования игрушки надо менять. Покормив детей (после пробуждения) воспитательница играет с ними, обучает, меняет игрушки. Дети не могут длительно активно бодрствовать без участия взрослого. Поэтому самостоятельная деятельность ребенка чередуется с занятиями и общением со взрослыми….

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

Популярное
Новое Прочее