Воспитание детей 2-го года жизни (Сенсорное развитие)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 2-го года жизни (Сенсорное развитие)

Ребенок много приобретает и в сенсорном развитии. Он встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе и в быту и действенным путем познает их. Играя с дидактическими игрушками, ребенок учится сравнивать, различать качества предметов, их форму, величину, цвет, массу, озвученность, фактуру материала и т. д.

Основными опознавательными признаками предмета для ребенка 2-го года жизни являются их форма и величина. Уже с начала 2-го года его надо учить видеть форму шара, куба, эллипса и др., сравнивать предметы контрастной и близкой формы, подбирать такую же форму к образцу. Хорошим средством для развития восприятия формы являются занятия со строительным материалом.

Дети рано выделяют величину предмета. В 1 год 3 мес ребенок различает две контрастные величины, действуя с матрешкой, пирамидкой, кубами; с возрастом он ориентируется в менее контрастных величинах. Это постепенно подводит к первым математическим представлениям. Ребенок очень рано учится воспринимать, сравнивать, различать предметы по цвету.

Специальное обучение начинается с 1 1/2 лет. К 2 годам ребёнок уже по образцу и слову взрослого подбирает предметы по цвету, ориентируется в четырех основных контрастных цветах на однородных предметах, например к красному ботинку подбирает красный, отличая его от синего ботинка. На 2-м году жизни для детей характерна обостренность восприятия; ничто не проходит мимо их внимания.

Это очень важно для ребенка, его мозг получает информацию, необходимую для развития. Ребенок должен не только видеть все разнообразие, но и взаимодействовать с окружающим, активно действовать с предметами.

Условия для сенсорного развития следующие: правильный подбор игрушек и пособий, обучение во время самостоятельной деятельности и на занятиях; подбор объектов для рассматривания (аквариум, макеты, зеркало, картинки и картины на стенах, игрушки, книги); активное обращение внимания на свойства игрушек, предметов во время игры, на прогулке, в режимных процессах. Особое значение в развитии ребенка имеет его самостоятельная деятельность.

Во время нее ребенок много двигается, овладевает разными движениями, совершенствует их, рассматривает окружающее, проявляет интерес ко всему, что находится в комнате, действует с различными игрушками, много общается со взрослыми и детьми.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — на день. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову. С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования,…

Воспитательница, организуя самостоятельную деятельность и игру, наблюдение за окружающим, рассматривание книг, общение, обеспечивает уравновешенное состояние нервной системы детей, их бодрое настроение, особое внимание уделяет развитию познавательной и двигательной активности. Она поддерживает порядок во время игры и предлагает это же делать детям, следит за позой детей во время игры на полу и за столом, за их…

Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых,…

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки. Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности. Показатели правильной организации деятельности…

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др. Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки…

Популярное
Новое Прочее