Воспитание детей 2-го года жизни (Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 2-го года жизни (Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности)

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки.

Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности.

Показатели правильной организации деятельности детей — бодрое настроение, отсутствие возбуждения и конфликтов, положительное общение друг с другом, пользование речью, занятость и активность всех детей, соответствие содержания их деятельности возрасту и уровню развития. Обучение на занятиях играет ведущую роль в развитии детей 2-го года жизни.

Показатели эффективности обучения: развитие способности обучаться, о чем свидетельствует объем приобретаемых знаний и умений на каждом возрастном этапе, соответствие уровня развития возрасту ребенка или уменьшение степени-отставания, ускорение темпа обучения, т. е. периода от первого предъявления задания до его освоения, формирование «учебной деятельности» (адекватное поведение ребенка в обстановке занятия), способность переносить освоенное в самостоятельную деятельность.

Длительность, место занятия, число детей определяется его видом, возрастом и уровнем развития детей. Все занятия на 2-м году жизни проводятся по подгруппам за исключением музыкальных занятий и развлечений, которые проводятся со всеми-детьми одной возрастной подгруппы или одного уровня развития.

С детьми до 1 1/2 лет все занятия, кроме музыкальных и по развитию движений, надо проводить за столом, так как опора ребенка о стол предупреждает утомление и организует поведение. За каждой стороной стола должен сидеть один ребенок.

С детьми старше 1 1/2 лет некоторые занятия, например показы, могут проводиться без опоры на стол. Дети сидят на стульчиках, на некотором расстоянии от стола.

Нельзя усаживать детей на пол, на диван или на табуретки, в этих случаях они быстро устают. Занятия по подгруппам лучше проводить не в той комнате, где играют дети. Можно использовать светлое место в спальне, прихожей, где дети одеваются на прогулку, и другое светлое и чистое помещение.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Для овладения самостоятельной ходьбой необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на всю ступню, ходить с опорой вперед, опираясь на всю ступню, понимание словесных инструкций, ориентировка в пространстве. Поэтому нецелесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу, когда еще отсутствует целый ряд необходимых предпосылок. Необходимо следить, чтобы овладение ходьбой не задерживалось отсутствием места для движений, неправильными воспитательными…

Развитие самостоятельности является важным моментом формирования поведения и характера детей. Организация самостоятельной деятельности преследует цель способствовать умственному развитию и формированию личности ребенка. Все время, свободное от режимных процессов и занятий, дети должны быть заняты сюжетно-ролевой игрой, строительными и дидактическими играми, предметной деятельностью, движениями, наблюдениями, рассматриванием книг, картинок, рисованием, лепкой, выполнением поручений, самообслуживанием. Для организации самостоятельной…

Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, направленные на достижение результата: закрыть,…

Воспитательница на прогулке проводит дидактические игры и игры-забавы. Следует заботиться о чередовании подвижных и спокойных игр, занятий со всей группой и маленькими группами. У воспитательницы должен быть примерный перечень и набор пособий, игрушек и список игр (подвижные, дидактические, забавы), которые могут быть использованы в соответствии с сезоном. После ужина, перед ночным сном, чтобы не возбуждать…

Действия с предметами обогащают личный опыт ребенка новыми впечатлениями, способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия. К концу года ребенок уже отличает кубик от кирпичика, узнает на фотографии знакомого взрослого человека. Значительно усложняется характер общения ребенка с окружающими. К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, при…

Популярное
Новое Прочее