Воспитание детей 2-го года жизни (Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 2-го года жизни (Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности)

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки.

Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности.

Показатели правильной организации деятельности детей — бодрое настроение, отсутствие возбуждения и конфликтов, положительное общение друг с другом, пользование речью, занятость и активность всех детей, соответствие содержания их деятельности возрасту и уровню развития. Обучение на занятиях играет ведущую роль в развитии детей 2-го года жизни.

Показатели эффективности обучения: развитие способности обучаться, о чем свидетельствует объем приобретаемых знаний и умений на каждом возрастном этапе, соответствие уровня развития возрасту ребенка или уменьшение степени-отставания, ускорение темпа обучения, т. е. периода от первого предъявления задания до его освоения, формирование «учебной деятельности» (адекватное поведение ребенка в обстановке занятия), способность переносить освоенное в самостоятельную деятельность.

Длительность, место занятия, число детей определяется его видом, возрастом и уровнем развития детей. Все занятия на 2-м году жизни проводятся по подгруппам за исключением музыкальных занятий и развлечений, которые проводятся со всеми-детьми одной возрастной подгруппы или одного уровня развития.

С детьми до 1 1/2 лет все занятия, кроме музыкальных и по развитию движений, надо проводить за столом, так как опора ребенка о стол предупреждает утомление и организует поведение. За каждой стороной стола должен сидеть один ребенок.

С детьми старше 1 1/2 лет некоторые занятия, например показы, могут проводиться без опоры на стол. Дети сидят на стульчиках, на некотором расстоянии от стола.

Нельзя усаживать детей на пол, на диван или на табуретки, в этих случаях они быстро устают. Занятия по подгруппам лучше проводить не в той комнате, где играют дети. Можно использовать светлое место в спальне, прихожей, где дети одеваются на прогулку, и другое светлое и чистое помещение.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Удельный вес обучения детей на занятиях в режиме дня очень мал, но значение занятий очень велико, так как они проводятся систематически и целенаправленно. Длительность занятий, число детей, место и время проведения различны в зависимости от возраста детей и уровня их развития. Занятия должны проводиться во всех возрастных группах, начиная с 1 1/2 — 2 мес….

С ребенком можно говорить о том, чего сейчас нет, опираясь на его прошлый опыт. Ему надо рассказывать короткие и простые рассказы, потешки, четверостишия. Для расширения кругозора надо называть все, что видит ребенок на прогулке, при рассматривании книг, из окна, во время экскурсии по комнате. Вопросы взрослого к ребенку во время наблюдений побуждают его пользоваться речью,…

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов). Уход за ребенком и целенаправленное воспитание начинается с первых дней жизни. Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми — необходимая потребность детей уже в…

Ребенок много приобретает и в сенсорном развитии. Он встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе и в быту и действенным путем познает их. Играя с дидактическими игрушками, ребенок учится сравнивать, различать качества предметов, их форму, величину, цвет, массу, озвученность, фактуру материала и т. д. Основными опознавательными признаками предмета для ребенка 2-го года жизни…

К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — на день. Во время бодрствования необходимо поддерживать спокойное и активное состояние ребенка, вызывать слежение и прислушивание, выкладывать ребенка на живот, побуждая приподнимать голову. С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования,…

Популярное
Новое Прочее