Воспитание детей 2-го года жизни (Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 2-го года жизни (Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности)

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки.

Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности.

Показатели правильной организации деятельности детей — бодрое настроение, отсутствие возбуждения и конфликтов, положительное общение друг с другом, пользование речью, занятость и активность всех детей, соответствие содержания их деятельности возрасту и уровню развития. Обучение на занятиях играет ведущую роль в развитии детей 2-го года жизни.

Показатели эффективности обучения: развитие способности обучаться, о чем свидетельствует объем приобретаемых знаний и умений на каждом возрастном этапе, соответствие уровня развития возрасту ребенка или уменьшение степени-отставания, ускорение темпа обучения, т. е. периода от первого предъявления задания до его освоения, формирование «учебной деятельности» (адекватное поведение ребенка в обстановке занятия), способность переносить освоенное в самостоятельную деятельность.

Длительность, место занятия, число детей определяется его видом, возрастом и уровнем развития детей. Все занятия на 2-м году жизни проводятся по подгруппам за исключением музыкальных занятий и развлечений, которые проводятся со всеми-детьми одной возрастной подгруппы или одного уровня развития.

С детьми до 1 1/2 лет все занятия, кроме музыкальных и по развитию движений, надо проводить за столом, так как опора ребенка о стол предупреждает утомление и организует поведение. За каждой стороной стола должен сидеть один ребенок.

С детьми старше 1 1/2 лет некоторые занятия, например показы, могут проводиться без опоры на стол. Дети сидят на стульчиках, на некотором расстоянии от стола.

Нельзя усаживать детей на пол, на диван или на табуретки, в этих случаях они быстро устают. Занятия по подгруппам лучше проводить не в той комнате, где играют дети. Можно использовать светлое место в спальне, прихожей, где дети одеваются на прогулку, и другое светлое и чистое помещение.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми. Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно…

Популярное
Новое Прочее