Воспитание детей 3-го года жизни

На 3-м году жизни происходят существенные изменения в развитии и поведении ребенка.

Продолжается интенсивный темп физического развития, хотя и несколько замедленный по сравнению со 2-м годом жизни.

Ребенок становится физически более выносливым. Повышается работоспособность нервной системы. Увеличивается выносливость нервных клеток коры большого мозга и способность концентрации нервного возбуждения, вследствие чего ребенок может заниматься одним и тем же видом деятельности 15 — 20 мин, а иногда и 30 мин. Ребенок становится более самостоятельным, его движения — координированными.

Повышается регулирующая роль коры большого мозга.
У ребенка этого возраста легче сформировать правила поведения, он может на короткое время сдерживать свои желания и действия, но еще легко возбуждается, утомляется от однообразных движений и деятельности, недостатка движений.

Третий год жизни — период перелома в отношениях ребенка с окружающими. У него возрастает стремление к самостоятельности, активности, появляются собственные намерения. Увеличивается и желание подражать взрослым, быть похожим на них.

Подавление активности ребенка, его самостоятельности, инициативы приводит к негативизму, нарушению уравновешенного состояния нервной системы, упрямству.

Во время общения, деятельности, игры происходит дальнейшее развитие психических процессов — восприятия, памяти, речи, мышления; формируются новые потребности и интересы. В этот период особенно быстро идет развитие речи, которая по форме и содержанию начинает приближаться к речи взрослого.

Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в 3 — 4 раза по сравнению со 2-м годом жизни, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети 3-го года жизни употребляют все части речи.

Усложняется грамматический строй речи: до 2 1/2 лет ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 3 годам начинает употреблять придаточные предложения, замечает неправильности в чужой речи.

В этом возрасте дети задают вопросы «когда?», «почему?», «отчего?» и др.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Игрушек должно быть немного — 2 — 3 на одного ребенка. Для поддержания активного поведения детей на протяжении одного периода бодрствования игрушки надо менять. Покормив детей (после пробуждения) воспитательница играет с ними, обучает, меняет игрушки. Дети не могут длительно активно бодрствовать без участия взрослого. Поэтому самостоятельная деятельность ребенка чередуется с занятиями и общением со взрослыми….

Располагать игрушки следует в разных местах манежа; это побуждает детей к передвижению. Во время бодрствования надо часто подходить к каждому ребенку, ласково разговаривать с ним, вызывать улыбку, звуки, оживление. У детей второго полугодия жизни изменяется характер бодрствования, повышается интерес к игрушке, увеличивается самостоятельная деятельность. Однако без взрослого и в 10 — 12 мес ребенок может…

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Популярное
Новое Прочее