Воспитание детей 3-го года жизни

На 3-м году жизни происходят существенные изменения в развитии и поведении ребенка.

Продолжается интенсивный темп физического развития, хотя и несколько замедленный по сравнению со 2-м годом жизни.

Ребенок становится физически более выносливым. Повышается работоспособность нервной системы. Увеличивается выносливость нервных клеток коры большого мозга и способность концентрации нервного возбуждения, вследствие чего ребенок может заниматься одним и тем же видом деятельности 15 — 20 мин, а иногда и 30 мин. Ребенок становится более самостоятельным, его движения — координированными.

Повышается регулирующая роль коры большого мозга.
У ребенка этого возраста легче сформировать правила поведения, он может на короткое время сдерживать свои желания и действия, но еще легко возбуждается, утомляется от однообразных движений и деятельности, недостатка движений.

Третий год жизни — период перелома в отношениях ребенка с окружающими. У него возрастает стремление к самостоятельности, активности, появляются собственные намерения. Увеличивается и желание подражать взрослым, быть похожим на них.

Подавление активности ребенка, его самостоятельности, инициативы приводит к негативизму, нарушению уравновешенного состояния нервной системы, упрямству.

Во время общения, деятельности, игры происходит дальнейшее развитие психических процессов — восприятия, памяти, речи, мышления; формируются новые потребности и интересы. В этот период особенно быстро идет развитие речи, которая по форме и содержанию начинает приближаться к речи взрослого.

Словарь ребенка в этом возрасте увеличивается в 3 — 4 раза по сравнению со 2-м годом жизни, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети 3-го года жизни употребляют все части речи.

Усложняется грамматический строй речи: до 2 1/2 лет ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 3 годам начинает употреблять придаточные предложения, замечает неправильности в чужой речи.

В этом возрасте дети задают вопросы «когда?», «почему?», «отчего?» и др.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Для овладения самостоятельной ходьбой необходимы такие предпосылки развития, как умение стоять, опираясь на всю ступню, ходить с опорой вперед, опираясь на всю ступню, понимание словесных инструкций, ориентировка в пространстве. Поэтому нецелесообразно стимулировать очень раннюю ходьбу, когда еще отсутствует целый ряд необходимых предпосылок. Необходимо следить, чтобы овладение ходьбой не задерживалось отсутствием места для движений, неправильными воспитательными…

Развитие самостоятельности является важным моментом формирования поведения и характера детей. Организация самостоятельной деятельности преследует цель способствовать умственному развитию и формированию личности ребенка. Все время, свободное от режимных процессов и занятий, дети должны быть заняты сюжетно-ролевой игрой, строительными и дидактическими играми, предметной деятельностью, движениями, наблюдениями, рассматриванием книг, картинок, рисованием, лепкой, выполнением поручений, самообслуживанием. Для организации самостоятельной…

Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, направленные на достижение результата: закрыть,…

Воспитательница на прогулке проводит дидактические игры и игры-забавы. Следует заботиться о чередовании подвижных и спокойных игр, занятий со всей группой и маленькими группами. У воспитательницы должен быть примерный перечень и набор пособий, игрушек и список игр (подвижные, дидактические, забавы), которые могут быть использованы в соответствии с сезоном. После ужина, перед ночным сном, чтобы не возбуждать…

Действия с предметами обогащают личный опыт ребенка новыми впечатлениями, способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия. К концу года ребенок уже отличает кубик от кирпичика, узнает на фотографии знакомого взрослого человека. Значительно усложняется характер общения ребенка с окружающими. К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, при…

Популярное
Новое Прочее