Воспитание детей 3-го года жизни (Развитие самостоятельности)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 3-го года жизни (Развитие самостоятельности)

Развитие самостоятельности является важным моментом формирования поведения и характера детей.

Организация самостоятельной деятельности преследует цель способствовать умственному развитию и формированию личности ребенка. Все время, свободное от режимных процессов и занятий, дети должны быть заняты сюжетно-ролевой игрой, строительными и дидактическими играми, предметной деятельностью, движениями, наблюдениями, рассматриванием книг, картинок, рисованием, лепкой, выполнением поручений, самообслуживанием.

Для организации самостоятельной деятельности надо методически правильно руководить ею и создать необходимые условия: выделить время в режиме дня, обеспечить простор для движений; место для отдыха.

Надо выделить место и создать обстановку для всех видов деятельности, подобрать игровой материал и разместить его так, чтобы детям было удобно им пользоваться, дублировать игрушки. Место для игры надо отгородить ширмой, мебелью или фигурной решеткой. Дети должны знать, где найти нужную игрушку, но играть они могут в любом месте комнаты, а также в другом помещении, пригодном для игры.

Задача воспитателя — следить, чтобы все дети были заняты и находились в бодром состоянии, чтобы каждому ребенку было удобно играть и ему не мешали другие. Руководя игрой детей, надо общаться с каждым ребенком индивидуально, не теряя из поля зрения всех детей группы.

Характер деятельности должен соответствовать возрасту и уровню развития детей. Внимание воспитателя в первую очередь направляется на тех детей, деятельность которых неустойчива и примитивна, которые нуждаются в активном воздействии и помощи.

При этом воспитательница не дает готовых рецептов, а обучает, подсказывает, дает советы. Детям 3-го года необходимы тесный эмоциональный контакт со взрослым, ласка, шутка, тогда среди них звучит смех. Утром для самостоятельной деятельности следует давать игрушки, освоенные детьми, следить, чтобы дети не утомлялись; характер их деятельности не должен совпадать с предстоящим занятием (например, перед музыкальным занятием или физкультурой могут быть игры с настольным материалом и сюжетные, а перед занятием по развитию речи целесообразно дать игрушки-двигатели, организовать игру со строительным материалом и сюжетными игрушками).

На прогулке в первую и вторую половину дня детям дают те игрушки, которые способствуют играм с природным материалом, а также пособия и игрушки для подвижных и сюжетных игр.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру. При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения…

При организации индивидуальных занятий надо учитывать возраст ребенка, фактический уровень его развития и индивидуальные особенности. Если развитие ребенка задерживается, то основное внимание уделяют развитию того, в чем он отстает, не забывая того, что должно быть в этом возрасте. Затем закрепляют умения, которыми ребенок овладел, но еще не использует в самостоятельной деятельности. По мере усвоения ребенком…

При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста в домах ребенка вытекают из общих задач коммунистического воспитания — физического, умственного, нравственного и эстетического. Это охрана здоровья детей, в том числе их нервной системы, обеспечение нормального, гармоничного физического развития, нормального умственного развития (память,…

Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка. Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной…

Организация бодрствования детей в помещении также должна быть направлена на смену характера их деятельности, разобщенность детей (для чего используются все помещения группы), удовлетворение потребности в движениях и обогащение впечатлениями. Главной причиной нарушения поведения детей является неправильная организация бодрствования. Необходимо методически верно руководить детьми. Должно быть достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей; их надо правильно…

Популярное
Новое Прочее