Воспитание детей 3-го года жизни (Развитие самостоятельности)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Педагогическая работа в доме ребенка / Воспитание детей 3-го года жизни (Развитие самостоятельности)

Развитие самостоятельности является важным моментом формирования поведения и характера детей.

Организация самостоятельной деятельности преследует цель способствовать умственному развитию и формированию личности ребенка. Все время, свободное от режимных процессов и занятий, дети должны быть заняты сюжетно-ролевой игрой, строительными и дидактическими играми, предметной деятельностью, движениями, наблюдениями, рассматриванием книг, картинок, рисованием, лепкой, выполнением поручений, самообслуживанием.

Для организации самостоятельной деятельности надо методически правильно руководить ею и создать необходимые условия: выделить время в режиме дня, обеспечить простор для движений; место для отдыха.

Надо выделить место и создать обстановку для всех видов деятельности, подобрать игровой материал и разместить его так, чтобы детям было удобно им пользоваться, дублировать игрушки. Место для игры надо отгородить ширмой, мебелью или фигурной решеткой. Дети должны знать, где найти нужную игрушку, но играть они могут в любом месте комнаты, а также в другом помещении, пригодном для игры.

Задача воспитателя — следить, чтобы все дети были заняты и находились в бодром состоянии, чтобы каждому ребенку было удобно играть и ему не мешали другие. Руководя игрой детей, надо общаться с каждым ребенком индивидуально, не теряя из поля зрения всех детей группы.

Характер деятельности должен соответствовать возрасту и уровню развития детей. Внимание воспитателя в первую очередь направляется на тех детей, деятельность которых неустойчива и примитивна, которые нуждаются в активном воздействии и помощи.

При этом воспитательница не дает готовых рецептов, а обучает, подсказывает, дает советы. Детям 3-го года необходимы тесный эмоциональный контакт со взрослым, ласка, шутка, тогда среди них звучит смех. Утром для самостоятельной деятельности следует давать игрушки, освоенные детьми, следить, чтобы дети не утомлялись; характер их деятельности не должен совпадать с предстоящим занятием (например, перед музыкальным занятием или физкультурой могут быть игры с настольным материалом и сюжетные, а перед занятием по развитию речи целесообразно дать игрушки-двигатели, организовать игру со строительным материалом и сюжетными игрушками).

На прогулке в первую и вторую половину дня детям дают те игрушки, которые способствуют играм с природным материалом, а также пособия и игрушки для подвижных и сюжетных игр.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг с другом. В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых,…

Воспитательница, организуя самостоятельную деятельность и игру, наблюдение за окружающим, рассматривание книг, общение, обеспечивает уравновешенное состояние нервной системы детей, их бодрое настроение, особое внимание уделяет развитию познавательной и двигательной активности. Она поддерживает порядок во время игры и предлагает это же делать детям, следит за позой детей во время игры на полу и за столом, за их…

Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др. Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки…

Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки. Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности. Показатели правильной организации деятельности…

Насильное усаживание еще не умеющего садиться ребенка ведет к нарушению его осанки и поведения. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет поведение ребенка, он становится более активным и самостоятельным, начинает ориентироваться в окружающем. Ребенок может приблизиться ко всему, что раньше было удалено; это расширяет его кругозор, способствует познанию пространства. Ползание положительно влияет на физическое…

Популярное
Новое Прочее