У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами.

В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от всех остальных живых существ.

Для человека социальная среда является таким же объективным фактором воздействия, как и все остальные условия (климат, температура, питание и др.). Ф. Энгельс назвал социальную среду «высшей формой движения материи». В различных условиях социальной микросреды у человека проявляются черты поведения, наиболее адекватные для тех или иных условий.

При социальной адаптации роль пускового механизма играет кора большого мозга, обеспечивающая все сложные поведенческие акты человека. Итак, способность приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма.

Если человек здоров, у него положительное эмоциональное отношение к жизни, то его состояние определяется как физиологическая адаптация [В. П. Казначеев]. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек поднимается в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение) — заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация.

При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при данной форме социальной адаптации имеют такие свойства, как уровень выносливости клеток центральной нервной системы, сила и подвижность нервных процессов.

Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, т. е. к реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и…

Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений…

При переводе ребенка из одной группы в другую надо заранее знакомить его с интерьером новой группы (за 1 — 2 мес), персоналом, детьми, обеспечить внимательное отношение персонала, чаще ласкать ребенка, брать его на руки, разрешить принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из прежней группы, не менять режим в течение адаптационного периода, не назначать прививки…

Перевод ребенка в детский дом также является стрессовой ситуацией, к которой ребенка надо заранее готовить путем целенаправленного оздоровления и психологической подготовки. Желательно переводить не одного ребенка, а группу из 2 — 4 детей. Очень хорошо, если детей, поступающих в детский дом, поведут туда предварительно на «экскурсию» — познакомят с помещением, персоналом, детьми. При поступлении больного…

Процесс усыновления — это сложный и длительный процесс; его следует соответствующим образом организовать. Взрослые должны быть знакомы со всеми сложностями процесса адаптации ребенка и путями их преодоления. Только при этом условии можно вырастить здорового, полноценного человека. В заключение необходимо отметить, что дети, поступающие в дом ребенка с диагнозом энцефалопатия, перенесшие травму в родах, более чувствительны…

Популярное
Новое Прочее