У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами.

В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от всех остальных живых существ.

Для человека социальная среда является таким же объективным фактором воздействия, как и все остальные условия (климат, температура, питание и др.). Ф. Энгельс назвал социальную среду «высшей формой движения материи». В различных условиях социальной микросреды у человека проявляются черты поведения, наиболее адекватные для тех или иных условий.

При социальной адаптации роль пускового механизма играет кора большого мозга, обеспечивающая все сложные поведенческие акты человека. Итак, способность приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма.

Если человек здоров, у него положительное эмоциональное отношение к жизни, то его состояние определяется как физиологическая адаптация [В. П. Казначеев]. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек поднимается в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение) — заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация.

При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при данной форме социальной адаптации имеют такие свойства, как уровень выносливости клеток центральной нервной системы, сила и подвижность нервных процессов.

Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, т. е. к реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать,…

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче…

Популярное
Новое Прочее