Проблемы адаптации детей, воспитывающихся в доме ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Проблемы адаптации детей, воспитывающихся в доме ребенка

Особенности адаптации детей в доме ребенка

У ребенка в первые годы жизни формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования социальной микросреды, в которой ребенок растет и развивается.

Изменения среды диктуют и изменения поведения, что является достаточно трудной задачей в раннем возрасте и часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка. Проблема социальной адаптации детей, поступающих в детский коллектив, достаточно глубоко изучена за последние годы.

При этом речь идет о переходе ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского учреждения. Это особая социальная микросреда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями детских учреждений такого типа являются: во-первых, длительное совместное пребывание значительного числа детей, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей и увеличению утомлений.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче…


Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7 — 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15 — 20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не…


Все нарушения в поведении более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше 20 — 30-го дня. Период угнетения ориентировочной активности в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 — 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение 1-го месяца; значительна задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30 — 35 дней пребывания в…


Характеризуется значительной длительностью (2 — 6 мес и больше, иногда свыше 6 мес) и тяжестью всех проявлений. Может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети…


Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и…


Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений…


При переводе ребенка из одной группы в другую надо заранее знакомить его с интерьером новой группы (за 1 — 2 мес), персоналом, детьми, обеспечить внимательное отношение персонала, чаще ласкать ребенка, брать его на руки, разрешить принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из прежней группы, не менять режим в течение адаптационного периода, не назначать прививки…


Перевод ребенка в детский дом также является стрессовой ситуацией, к которой ребенка надо заранее готовить путем целенаправленного оздоровления и психологической подготовки. Желательно переводить не одного ребенка, а группу из 2 — 4 детей. Очень хорошо, если детей, поступающих в детский дом, поведут туда предварительно на «экскурсию» — познакомят с помещением, персоналом, детьми. При поступлении больного…


Процесс усыновления — это сложный и длительный процесс; его следует соответствующим образом организовать. Взрослые должны быть знакомы со всеми сложностями процесса адаптации ребенка и путями их преодоления. Только при этом условии можно вырастить здорового, полноценного человека. В заключение необходимо отметить, что дети, поступающие в дом ребенка с диагнозом энцефалопатия, перенесшие травму в родах, более чувствительны…


В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…


Популярное
Новое Прочее