Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.).

Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать, упрочивать и обогащать межчеловеческие отношения, начинается с периода раннего детства.

Раннее формирование и тренировка адаптационных возможностей в социальном плане представляют собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как позволяют адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь определенный уровень социальной адаптированности. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют меньшие возможности тренировки адаптационных механизмов, а следовательно, у них отмечается более низкий уровень социальной адаптированности.

Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, малые контакты с внешним миром приводят к жестко закрепленным стереотипам поведения в данных условиях. Поэтому всякий переход в изменившиеся условия (госпитализация, перевод в другую группу) является сильным стрессовым фактором.

К тому же, почти все дети в домах ребенка имеют отягощенный биологический и социальный анамнез, не всегда оптимальные показатели развития и состояния здоровья, что, безусловно, снижает выносливость и работоспособность центральной нервной системы и способствует возникновению стрессовых реакций. Что представляет собой адаптация в психологических и соматических параметрах.

Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные условия среды:
изменяются материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче…

Популярное
Новое Прочее