Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.).

Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать, упрочивать и обогащать межчеловеческие отношения, начинается с периода раннего детства.

Раннее формирование и тренировка адаптационных возможностей в социальном плане представляют собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как позволяют адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь определенный уровень социальной адаптированности. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют меньшие возможности тренировки адаптационных механизмов, а следовательно, у них отмечается более низкий уровень социальной адаптированности.

Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, малые контакты с внешним миром приводят к жестко закрепленным стереотипам поведения в данных условиях. Поэтому всякий переход в изменившиеся условия (госпитализация, перевод в другую группу) является сильным стрессовым фактором.

К тому же, почти все дети в домах ребенка имеют отягощенный биологический и социальный анамнез, не всегда оптимальные показатели развития и состояния здоровья, что, безусловно, снижает выносливость и работоспособность центральной нервной системы и способствует возникновению стрессовых реакций. Что представляет собой адаптация в психологических и соматических параметрах.

Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные условия среды:
изменяются материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Все нарушения в поведении более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше 20 — 30-го дня. Период угнетения ориентировочной активности в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 — 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение 1-го месяца; значительна задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30 — 35 дней пребывания в…

Характеризуется значительной длительностью (2 — 6 мес и больше, иногда свыше 6 мес) и тяжестью всех проявлений. Может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети…

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и…

Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений…

При переводе ребенка из одной группы в другую надо заранее знакомить его с интерьером новой группы (за 1 — 2 мес), персоналом, детьми, обеспечить внимательное отношение персонала, чаще ласкать ребенка, брать его на руки, разрешить принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из прежней группы, не менять режим в течение адаптационного периода, не назначать прививки…

Популярное
Новое Прочее