Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.).

Возникают сдвиги в других функциональных системах
— вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в системе реактивности — снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка в этот период. Комплексное рассмотрение всех проявлений состояния адаптации позволило определить основные этапы при привыкании к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации. Весь период привыкания можно разбить на три этапа.

Острый период, или период дизадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.

В это время наиболее выражены сдвиги по поведенческим параметрам, взаимоотношениям со взрослыми и детьми, речевой активности, игре, в вегетативной нервной системе, в уровне катехоламинов в моче, некоторых показателях соматического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела.

На изменение реактивности организма указывает факт увеличения бактериальной обсемененности полостей носа, зева и рта в этот период, а также колебания секреторных иммуноглобулинов. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам, причем это происходит не синхронно.

Из параметров поведения быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивается уровень катехоламинов в моче. Период компенсации, или адаптированное к данным социальным условиям, когда нормализуются, т. е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили различать по степени тяжести легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и…

Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений…

При переводе ребенка из одной группы в другую надо заранее знакомить его с интерьером новой группы (за 1 — 2 мес), персоналом, детьми, обеспечить внимательное отношение персонала, чаще ласкать ребенка, брать его на руки, разрешить принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из прежней группы, не менять режим в течение адаптационного периода, не назначать прививки…

Перевод ребенка в детский дом также является стрессовой ситуацией, к которой ребенка надо заранее готовить путем целенаправленного оздоровления и психологической подготовки. Желательно переводить не одного ребенка, а группу из 2 — 4 детей. Очень хорошо, если детей, поступающих в детский дом, поведут туда предварительно на «экскурсию» — познакомят с помещением, персоналом, детьми. При поступлении больного…

Процесс усыновления — это сложный и длительный процесс; его следует соответствующим образом организовать. Взрослые должны быть знакомы со всеми сложностями процесса адаптации ребенка и путями их преодоления. Только при этом условии можно вырастить здорового, полноценного человека. В заключение необходимо отметить, что дети, поступающие в дом ребенка с диагнозом энцефалопатия, перенесшие травму в родах, более чувствительны…

Популярное
Новое Прочее