Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.).

Возникают сдвиги в других функциональных системах
— вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в системе реактивности — снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка в этот период. Комплексное рассмотрение всех проявлений состояния адаптации позволило определить основные этапы при привыкании к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации. Весь период привыкания можно разбить на три этапа.

Острый период, или период дизадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.

В это время наиболее выражены сдвиги по поведенческим параметрам, взаимоотношениям со взрослыми и детьми, речевой активности, игре, в вегетативной нервной системе, в уровне катехоламинов в моче, некоторых показателях соматического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела.

На изменение реактивности организма указывает факт увеличения бактериальной обсемененности полостей носа, зева и рта в этот период, а также колебания секреторных иммуноглобулинов. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам, причем это происходит не синхронно.

Из параметров поведения быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивается уровень катехоламинов в моче. Период компенсации, или адаптированное к данным социальным условиям, когда нормализуются, т. е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили различать по степени тяжести легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Процесс усыновления — это сложный и длительный процесс; его следует соответствующим образом организовать. Взрослые должны быть знакомы со всеми сложностями процесса адаптации ребенка и путями их преодоления. Только при этом условии можно вырастить здорового, полноценного человека. В заключение необходимо отметить, что дети, поступающие в дом ребенка с диагнозом энцефалопатия, перенесшие травму в родах, более чувствительны…

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Популярное
Новое Прочее