Характеризуется значительной длительностью (2 — 6 мес и больше, иногда свыше 6 мес) и тяжестью всех проявлений. Может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.

При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии реконвалесценции. Это не может не отразиться на реактивности организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития.

Усугубляет тяжесть адаптации и повторная госпитализация, особенно в разные стационары. Такая форма тяжелой адаптации встречается, как правило, у детей первых 1 1/2 лет жизни, имеющих в анамнезе вредности биологического плана (токсикозы беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности) и неблагоприятное состояние здоровья до поступления в дом ребенка.

В домах ребенка чаще регистрируется второй вариант тяжелой адаптации детей, характеризующийся длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с преневротическим состоянием.

Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше чем через 3 нед. В отдельных случаях может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30 — 40 мин); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем.

Снижена ориентировочная активность, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен по отношению к детям. Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние длительно нарушено, что выражается либо в плаче в течение всего периода бодрствования, либо плач и хныкание сменяются состоянием пассивности, безразличия.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать,…

Популярное
Новое Прочее