Тяжелая адаптация (Перемена состояния)

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается.

Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1 — 2 квартала.

Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше 1 1/2 лет жизни. В анамнезе у них отмечаются сочетанные вредности с преобладанием факторов, влияющих на функциональную активность коры большого мозга. Это — отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к гипоксии плода и новорожденного разной степени.

Такая форма тяжелой адаптации может наблюдаться у детей при внезапном отрыве от родителей (смерть, болезнь и др.).

Исследования детей в семье показали, что наиболее важными неблагоприятными факторами социального плана оказались:

  1. нарушения возрастного режима;
  2. нарушения режима сна, приводящие к трудному засыпанию детей, отсутствию дневного сна и укорочению ночного;
  3. нарушения методики кормления, приводящее к срыгиванию и рвоте после приема пищи либо стойкой анорексии;
  4. неправильная организация бодрствования ребенка.

Эти факторы сохраняют свое значение и для детей, воспитывающихся в домах ребенка. Из факторов, обусловливающих тяжесть и длительность адаптации, необходимо назвать возрастные особенности личности, биологический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступившими детьми.

Четко выявляется различие возрастных особенностей между детьми первой половины 2-го года и 3-го года жизни. Особенно тяжело переносят изменения условий дети от 11 мес жизни до 1 1/2 лет. В этой возрастной группе число детей с легкой адаптацией минимально, что объективно обосновано.

Подвижность нервных процессов в этом возрасте невелика; это усугубляет трудность перестройки восприятия окружающего. Кроме того, в этом возрасте еще очень несовершенна иммунная система, и это повышает вероятность заболевания. Факторы анамнеза позволяют заранее прогнозировать степень тяжести адаптационного периода, а следовательно, и принимать соответствующие меры для облегчения его у конкретного ребенка.

Для удобства следует раздельно рассматривать биологические и социальные факторы. Из биологических учитываются употребление матерью алкоголя во время беременности, токсикозы беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и первых 3 мес жизни.

Первые два признака определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, вторые два в силу нарушения соматического состояния ребенка ослабляют темп функциональной активности всех систем организма. Из социальных факторов анамнеза учитывается общее социальное неблагополучие семьи, а также характер воспитательных воздействий. Наиболее тяжелую адаптацию имеют дети с сочетанием неблагоприятных биологических и социальных факторов.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать,…

Популярное
Новое Прочее