Тяжелая адаптация (Перемена состояния)

Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается.

Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1 — 2 квартала.

Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше 1 1/2 лет жизни. В анамнезе у них отмечаются сочетанные вредности с преобладанием факторов, влияющих на функциональную активность коры большого мозга. Это — отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к гипоксии плода и новорожденного разной степени.

Такая форма тяжелой адаптации может наблюдаться у детей при внезапном отрыве от родителей (смерть, болезнь и др.).

Исследования детей в семье показали, что наиболее важными неблагоприятными факторами социального плана оказались:

  1. нарушения возрастного режима;
  2. нарушения режима сна, приводящие к трудному засыпанию детей, отсутствию дневного сна и укорочению ночного;
  3. нарушения методики кормления, приводящее к срыгиванию и рвоте после приема пищи либо стойкой анорексии;
  4. неправильная организация бодрствования ребенка.

Эти факторы сохраняют свое значение и для детей, воспитывающихся в домах ребенка. Из факторов, обусловливающих тяжесть и длительность адаптации, необходимо назвать возрастные особенности личности, биологический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступившими детьми.

Четко выявляется различие возрастных особенностей между детьми первой половины 2-го года и 3-го года жизни. Особенно тяжело переносят изменения условий дети от 11 мес жизни до 1 1/2 лет. В этой возрастной группе число детей с легкой адаптацией минимально, что объективно обосновано.

Подвижность нервных процессов в этом возрасте невелика; это усугубляет трудность перестройки восприятия окружающего. Кроме того, в этом возрасте еще очень несовершенна иммунная система, и это повышает вероятность заболевания. Факторы анамнеза позволяют заранее прогнозировать степень тяжести адаптационного периода, а следовательно, и принимать соответствующие меры для облегчения его у конкретного ребенка.

Для удобства следует раздельно рассматривать биологические и социальные факторы. Из биологических учитываются употребление матерью алкоголя во время беременности, токсикозы беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и первых 3 мес жизни.

Первые два признака определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, вторые два в силу нарушения соматического состояния ребенка ослабляют темп функциональной активности всех систем организма. Из социальных факторов анамнеза учитывается общее социальное неблагополучие семьи, а также характер воспитательных воздействий. Наиболее тяжелую адаптацию имеют дети с сочетанием неблагоприятных биологических и социальных факторов.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче…

Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7 — 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15 — 20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не…

Все нарушения в поведении более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше 20 — 30-го дня. Период угнетения ориентировочной активности в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20 — 40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение 1-го месяца; значительна задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30 — 35 дней пребывания в…

Характеризуется значительной длительностью (2 — 6 мес и больше, иногда свыше 6 мес) и тяжестью всех проявлений. Может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети…

Очень важно целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка для обеспечения адекватного поведения его в различных социальных ситуациях. Вопрос о тренировке адаптационных возможностей один из главных в организации жизни детей в условиях дома ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и не допускать проявлений…

Популярное
Новое Прочее