Условия, облегчающие адаптацию (Перевод ребенка в детский дом)

Перевод ребенка в детский дом также является стрессовой ситуацией, к которой ребенка надо заранее готовить путем целенаправленного оздоровления и психологической подготовки. Желательно переводить не одного ребенка, а группу из 2 — 4 детей. Очень хорошо, если детей, поступающих в детский дом, поведут туда предварительно на «экскурсию» — познакомят с помещением, персоналом, детьми.

При поступлении больного ребенка в стационар лучше направлять вместе с ним медицинскую сестру или няню из дома ребенка, чтобы облегчить период адаптации. Совершенно особая ситуация возникает, когда ребенка отдают на усыновление.

С одной стороны ему обеспечивают наиболее оптимальные условия жизни, он получает заботу и ласку от людей, которые должны стать ему близкими и родными. Как правило, люди, стремящиеся усыновить ребенка, преисполнены самых благих намерений, они искренне хотят ребенку добра, хотят, чтобы он стал по-настоящему их ребенком.

И вдруг оказывается, что прежде такой славный малыш становится озлобленным, он ничего не хочет, капризничает, не ест и не спит, в конце концов, обычно заболевает или дает выраженные невротические реакции, т. е. у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать или в значительной степени ослабить неблагоприятные проявления, если правильно провести процесс усыновления.

Будущие родители должны заранее в течение достаточно длительного времени (1 — 3 мес) навещать ребенка, ознакомиться с особенностями его поведения в группе, завязать с ним личностные, эмоционально-положительные контакты, чтобы ребенок радовался их приходу, при этом не следует каждый раз приносить новую игрушку или сладости.

Надо больше общаться с ребенком, играть и гулять с ним, брать на руки, что формирует у ребенка чувство защищенности именно в присутствии этого конкретного взрослого. После того как такие контакты станут достаточно привычными, можно брать ребенка домой, очень постепенно увеличивая время его пребывания там. Сначала просто ведут «в гости», затем берут на субботу и воскресенье, оставляют его на более длительный срок.

Если в течение 1-го месяца пребывания дома ребенок станет раздражительным, капризным, можно поехать с ним «в гости» в дом ребенка. Это часто снимает напряжение.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала. Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить…

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов. Она представлена такими морфологическими образованиями, как кора большого мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников, вступающими в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, что сопровождается определенными нейрогуморальными сдвигами. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Существование человека в социальной среде является его качественным отличием от…

Болезнь — типичное проявление патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного…

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные. В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной…

Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.). Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать,…

Популярное
Новое Прочее