Неудовлетворительное состояние здоровья поступающих детей, особенно подкидышей, обусловливало высокую их заболеваемость. Состояние домов ребенка тревожило организаторов здравоохранения. В 1921 г. этот вопрос явился предметом обсуждения I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества, которое приняло резолюцию о более широком развитии учреждений открытого типа — детских яслей, консультаций, молочных кухонь, а также домов матери и ребенка.

В последних создавались условия для совместного пребывания женщин с новорожденными и детьми первых месяцев жизни. Среди матерей проводилась большая санитарно-просветительная и воспитательная работа по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.

II Всероссийский съезд ОММ (1923 г.)
с целью улучшения призрения грудных детей выдвинул предложение о советском патронате. Во избежание повторения неудачного опыта дореволюционного «питомничества» было решено ввести патронат только в тех местностях, где имелись консультации с хорошо подготовленными врачами и патронажными медицинскими сестрами.

Как показал опыт Москвы, Ленинграда, Одессы, патронат грудных детей, основанный на новых принципах охраны материнства и младенчества, с предварительным обследованием семей, куда отдавались дети, организацией тщательного контроля за их воспитанием, дал самые благоприятные результаты: состояние здоровья детей, помещенных в обыкновенные рабочие семьи, оказалось не хуже, чем в хорошо организованных домах ребенка [Павловский В. А., 1925].

В период социалистической индустриализации страны, когда быстрыми темпами развивалась промышленность, улучшалось благосостояние населения, число сирот и подкидышей резко сократилось и потребность в домах ребенка уменьшилась. В 1940 г. в стране имелось всего 399 домов ребенка на 25,4 тыс. мест и 25 домов матери и ребенка на 802 места. У некоторых педиатров начало складываться мнение, что дома ребенка скоро будут ликвидированы как неперспективные учреждения.

Однако в годы Великой Отечественной войны дома ребенка снова сыграли большую роль в сохранении жизни и здоровья многих детей раннего возраста. С ними самые маленькие дети эвакуировались из областей, временно занятых врагом, а также из крупных промышленных центров, подвергавшихся воздушным налетам, в города и села Сибири, Казахстана, Средней Азии.

Местные советские и партийные органы, работники здравоохранения, профсоюзы, шефские организации принимали все меры для создания детям необходимых условий.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении предусмотрено содержание за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития. Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Организация таких учреждений позволяет не только освободить родителей от содержания тяжело больных детей в домашних условиях, но и организовать им…

Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка вытекают из специфики поступающего туда контингента детей и тех условий, в которых живут и воспитываются дети. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, — это дети, лишенные семьи, часто нежеланные. Изначально у преобладающего их большинства — неблагополучный биологический анамнез: патологическое течение беременности и родов, заболевания периода новорожденности, так что состояние здоровья…

М. М. Кольцова у всех детей домов ребенка наблюдала меньшую выносливость нервной системы, чем у детей, воспитывающихся в хороших семейных условиях, легкое возникновение отрицательных эмоций, вялость и безразличие, скрывающиеся за внешним спокойствием. Все это — проявления так называемого госпитализма и может привести к задержке как физического, так и психического развития и ухудшению состояния здоровья ребенка….

Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия вносят разнообразие в деятельность детей дома ребенка, повышают их эмоциональный настрой, стимулируют любознательность. Однако необходимо помнить, что занятия могут перестать быть полезным видом деятельности и перейти в свою противоположность. Тогда они вызывают утомление и негативную реакцию у ребенка. Необходимое условие, повышающее эффективность обучения, лечения, оздоровления — движение,…

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом. Особенность работы врача в доме ребенка заключается в том, что он участвует во всей методической, организационной и воспитательной работе учреждения. Педагог дома ребенка решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и реабилитации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают…

Популярное
Новое Прочее