Краткий исторический обзор (Улучшение условий воспитания детей в домах ребенка)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Задачи охраны здоровья и воспитания детей в домах ребенка / Краткий исторический обзор (Улучшение условий воспитания детей в домах ребенка)

С целью улучшения условий воспитания детей в домах ребенка в послевоенные годы все должности руководителей домов ребенка были укомплектованы квалифицированными педиатрами; врачи, работающие в этих учреждениях, проходили специальную подготовку на 1 — 1 1/2-месячных курсах.

В течение нескольких лет существовала специальная ежемесячная статистическая отчетность, представляемая каждым домом ребенка во все вышестоящие органы здравоохранения, вплоть до министерства. Это позволило обеспечить строгий контроль за их деятельностью.

Для помощи в работе домам ребенка при каждом из них создавался попечительский совет, в состав которого входили ответственные работники советских и партийных органов, представители комсомольских, общественных организаций, шефствующих предприятий.

Они оказывали большую помощь в решении хозяйственных вопросов, организации правильного воспитания детей, расширении их связей с внешним миром. Для оздоровления детей в домах ребенка создавались специальные группы для детей с туберкулезной интоксикацией, гипотрофией, страдающих хронической дизентерией, рахитом.

Особенности воспитания детей в домах ребенка требовали от органов и учреждений здравоохранения особенно большого внимания к вопросам правильной организации работы в них.

Многие научно-исследовательские институты, ведущие педиатры страны занимались разработкой основ вскармливания детей, с самого раннего возраста лишенных грудного молока, вопросами ухода за этими детьми, их физического воспитания, закаливания, а также педагогической работы с детьми раннего возраста в условиях закрытых детских учреждений.

В результате в стране сложилась четкая система, обеспечивающая правильное развитие и воспитание детей в домах ребенка. Большой вклад в это дело внесли многие крупные организаторы здравоохранения, ученые-педиатры, специалисты по преддошкольной педагогике, работники домов ребенка (Н. М. Аксарина, В. Г. Кисляковская, Е. С. Кобызева, М. Д. Ковригина, Н. Н. Красногорский, П. В. Мананникова, О. П. Ногина, М. И. Олевский, Л. К. Скорнякова, Р. Г. Сорочек, Г. Н. Сперанский, 3. С. Уварова, Н. М. Щелованов). В настоящее время в дома ребенка часто направляются дети с нарушениями умственного и физического развития и не только от одиноких матерей, но и имеющие обоих родителей.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Неудовлетворительное состояние здоровья поступающих детей, особенно подкидышей, обусловливало высокую их заболеваемость. Состояние домов ребенка тревожило организаторов здравоохранения. В 1921 г. этот вопрос явился предметом обсуждения I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества, которое приняло резолюцию о более широком развитии учреждений открытого типа — детских яслей, консультаций, молочных кухонь, а также домов матери и ребенка….

В марте 1943 г. в Наркомздраве СССР было созвано совещание по вопросам детского здравоохранения, на котором особое внимание уделялось качеству работы учреждений, обслуживающих эвакуированных детей, устройству детей на усыновление и патронат, выявлению безнадзорных детей в освобождаемых от оккупации районах. Было принято постановление об организации специальных домов ребенка для сирот, родители которых погибли на войне, а…

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении предусмотрено содержание за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития. Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Организация таких учреждений позволяет не только освободить родителей от содержания тяжело больных детей в домашних условиях, но и организовать им…

Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка вытекают из специфики поступающего туда контингента детей и тех условий, в которых живут и воспитываются дети. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, — это дети, лишенные семьи, часто нежеланные. Изначально у преобладающего их большинства — неблагополучный биологический анамнез: патологическое течение беременности и родов, заболевания периода новорожденности, так что состояние здоровья…

М. М. Кольцова у всех детей домов ребенка наблюдала меньшую выносливость нервной системы, чем у детей, воспитывающихся в хороших семейных условиях, легкое возникновение отрицательных эмоций, вялость и безразличие, скрывающиеся за внешним спокойствием. Все это — проявления так называемого госпитализма и может привести к задержке как физического, так и психического развития и ухудшению состояния здоровья ребенка….

Популярное
Новое Прочее