Краткий исторический обзор (Содержание детей с дефектами физического или психического развития)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Задачи охраны здоровья и воспитания детей в домах ребенка / Краткий исторический обзор (Содержание детей с дефектами физического или психического развития)

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении предусмотрено содержание за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития.

Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Организация таких учреждений позволяет не только освободить родителей от содержания тяжело больных детей в домашних условиях, но и организовать им высококвалифицированную медицинскую помощь и максимальную реабилитацию.

Учитывая большие возможности специализированных учреждений, во многих домах ребенка организуются группы для детей с пограничными состояниями, имеющих небольшую задержку психического развития, которые особенно нуждаются в индивидуальном уходе и лечебно-педагогической коррекции.

Результаты деятельности таких групп самые благоприятные
— многие дети после соответствующего лечения переводятся в обычные дошкольные учреждения и потом успешно обучаются в общеобразовательных школах.

Таким образом, дома ребенка прошли большой и сложный путь развития от первых учреждений охраны материнства и младенчества, призванных сохранять жизнь подкинутым, беспризорным и безнадзорным детям самого раннего возраста, до учреждений, воспитывающих в коллективе детей, временно оставшихся без попечения родителей, и учреждений для реабилитации детей с наследственными и врожденными болезнями.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка вытекают из специфики поступающего туда контингента детей и тех условий, в которых живут и воспитываются дети. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, — это дети, лишенные семьи, часто нежеланные. Изначально у преобладающего их большинства — неблагополучный биологический анамнез: патологическое течение беременности и родов, заболевания периода новорожденности, так что состояние здоровья…

М. М. Кольцова у всех детей домов ребенка наблюдала меньшую выносливость нервной системы, чем у детей, воспитывающихся в хороших семейных условиях, легкое возникновение отрицательных эмоций, вялость и безразличие, скрывающиеся за внешним спокойствием. Все это — проявления так называемого госпитализма и может привести к задержке как физического, так и психического развития и ухудшению состояния здоровья ребенка….

Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия вносят разнообразие в деятельность детей дома ребенка, повышают их эмоциональный настрой, стимулируют любознательность. Однако необходимо помнить, что занятия могут перестать быть полезным видом деятельности и перейти в свою противоположность. Тогда они вызывают утомление и негативную реакцию у ребенка. Необходимое условие, повышающее эффективность обучения, лечения, оздоровления — движение,…

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом. Особенность работы врача в доме ребенка заключается в том, что он участвует во всей методической, организационной и воспитательной работе учреждения. Педагог дома ребенка решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и реабилитации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают…

Неудовлетворительное состояние здоровья поступающих детей, особенно подкидышей, обусловливало высокую их заболеваемость. Состояние домов ребенка тревожило организаторов здравоохранения. В 1921 г. этот вопрос явился предметом обсуждения I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества, которое приняло резолюцию о более широком развитии учреждений открытого типа — детских яслей, консультаций, молочных кухонь, а также домов матери и ребенка….

Популярное
Новое Прочее