Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка (Организация занятий)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Задачи охраны здоровья и воспитания детей в домах ребенка / Задачи оздоровительно-воспитательных мероприятий в домах ребенка (Организация занятий)

Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия вносят разнообразие в деятельность детей дома ребенка, повышают их эмоциональный настрой, стимулируют любознательность.

Однако необходимо помнить, что занятия могут перестать быть полезным видом деятельности и перейти в свою противоположность. Тогда они вызывают утомление и негативную реакцию у ребенка.

Необходимое условие, повышающее эффективность обучения, лечения, оздоровления — движение, обеспечение двигательной активности. Потребность в движениях не обеспечивается при круглосуточном пребывании ребенка в коллективе только занятиями гимнастикой, даже если они проводятся через день, музыкальными занятиями и зарядкой. Для движений нужны простор, пособия, стимулирующие движения, побуждения со стороны взрослых.

В группе обязательно должно быть предусмотрено место и для отдыха. В программу занятий входят подвижные игры, однако очень важно, чтобы ребенок во время самостоятельной деятельности мог побегать, попрыгать, залезть куда-то, посидеть и даже полежать.

Искусственное ограничение движений недопустимо. Наоборот, если ребенок не двигается достаточно активно, это должно вызывать у персонала тревогу и привлекать особое внимание к состоянию его здоровья. Это условие чаще всего нарушается в группах, где воспитываются дети 2-го года жизни. В доме ребенка при обеспечении этого условия необходимо учитывать возможности детей.

Если ребенок, который по возрасту должен иметь навык свободной ходьбы, его не имеет, то к нему требуется индивидуальный подход. Следующее условие — более широкое общение с жизнью. Детей следует выводить за пределы территории дома ребенка, знакомить с окружающим миром в той степени, в которой знакомятся с ним дети этого возраста, воспитывающиеся в семье. Они должны понять, что дом, в котором они живут, — это не больница, это их дом, семья.

Самое же главное
— отношение к детям. Каждый ребенок лучше развивается, полнее реабилитируется, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. Основное лицо, которое общается с ребенком — воспитательница. Она может эффективно выполнять свои обязанности только в том случае, если знает анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, особенности их психики и поведения, если она умеет общаться с детьми.

Ее деятельность следует контролировать не только с позиций санитарно-гигиенического ухода за детьми, но и с позиций общения с ними, возможности установления индивидуальных контактов. Самое главное — она должна любить детей, быть преданной своему делу.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

М. М. Кольцова у всех детей домов ребенка наблюдала меньшую выносливость нервной системы, чем у детей, воспитывающихся в хороших семейных условиях, легкое возникновение отрицательных эмоций, вялость и безразличие, скрывающиеся за внешним спокойствием. Все это — проявления так называемого госпитализма и может привести к задержке как физического, так и психического развития и ухудшению состояния здоровья ребенка….

Оздоровительно-воспитательная работа и вся жизнь детей регламентируется медико-педагогическими принципами, реализация которых контролируется врачом и педагогом. Особенность работы врача в доме ребенка заключается в том, что он участвует во всей методической, организационной и воспитательной работе учреждения. Педагог дома ребенка решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и реабилитации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают…

Неудовлетворительное состояние здоровья поступающих детей, особенно подкидышей, обусловливало высокую их заболеваемость. Состояние домов ребенка тревожило организаторов здравоохранения. В 1921 г. этот вопрос явился предметом обсуждения I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества, которое приняло резолюцию о более широком развитии учреждений открытого типа — детских яслей, консультаций, молочных кухонь, а также домов матери и ребенка….

В марте 1943 г. в Наркомздраве СССР было созвано совещание по вопросам детского здравоохранения, на котором особое внимание уделялось качеству работы учреждений, обслуживающих эвакуированных детей, устройству детей на усыновление и патронат, выявлению безнадзорных детей в освобождаемых от оккупации районах. Было принято постановление об организации специальных домов ребенка для сирот, родители которых погибли на войне, а…

С целью улучшения условий воспитания детей в домах ребенка в послевоенные годы все должности руководителей домов ребенка были укомплектованы квалифицированными педиатрами; врачи, работающие в этих учреждениях, проходили специальную подготовку на 1 — 1 1/2-месячных курсах. В течение нескольких лет существовала специальная ежемесячная статистическая отчетность, представляемая каждым домом ребенка во все вышестоящие органы здравоохранения, вплоть до…

Популярное
Новое Прочее