При сравнении нелеченых и леченых случаев туберкулезного менингита до 1953 г. отмечено учащение параличей и парезов в группе леченых больных. Это соответствовало увеличению процента тяжелых поражений мозга при лечении, но это увеличение было только кажущимся.
А. П. Авцын и Т. Е. Ивановская справедливо писали по этому поводу следующее: «В действительности лечение стрептомицином ни в какой степени не повинно в увеличении числа тяжелых поражений сосудов и связанных с этим размягчений мозга. Причиной этих процессов является сам туберкулезный менингит. Изучение сосудистых поражений в контрольных (нелеченых) случаях показывает, что все условия для возникновения размягчений мозга заложены в самой природе туберкулезного менингита. Надо только принять во внимание, что при нелеченом туберкулезном менингите 90% больных умирают раньше, чем эти размягчения успеют развиться».
Таким образом, патологический процесс сам по себе может создать предпосылки для развития церебральных параличей и парезов.
Продромальный период, предшествующий появлению церебральных парезов и параличей, дает различные симптомы в зависимости от патоморфологических изменений, лежащих в их основе сосудистых расстройств или воспалительных изменений типа энцефалита, встречающихся изредка в отдельных случаях.
Продромальными симптомами будущих двигательных нарушений в первую очередь являются парестезии той руки или ноги, где позже появляются парезы или параличи. У детей более старшего возраста это удается наблюдать довольно закономерно. Больные отмечают обычно парестезии в виде ползания мурашек, ощущения онемения и др., а иногда болей.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой