
С увеличением возраста и сроков, прошедших с момента противотуберкулезной иммунизации, риск инфицирования существенно увеличивается [Митинская Л. А. и др., 1984; Чарыкова Г. П. и др., 1979; Sutherland Р. М., 1977, и др.]. По данным Л. В. Лебедевой (1982), риск инфицирования составляет в среднем 0,3 % у детей раннего и дошкольного возраста; 1,8 % — у школьников и 2,4 % — у подростков.
В современных условиях наибольшему риску инфицирования и заболевания подвержены дети из группы риска — из очагов туберкулезной инфекции, непривитые и неэффективно вакцинированные БЦЖ, страдающие хроническими неспецифическими заболеваниями легких. По данным Л. А. Митинской и соавт. (1984), риск инфицирования у детей из очагов туберкулеза в 22 раза выше, чем у детей из здорового окружения (соответственно 11,2 и 0,5 %).
По нашим данным [Янченко Е. Н. и др., 1981], инфицированность детей в очагах туберкулезной инфекции составляла 38,4 %, увеличиваясь с 20,9 % у детей младше 4 лет до 61,2 % в возрасте 8—14 лет. Дети, неэффективно вакцинированные, заболевают туберкулезом в 6,5 раза чаще, чем имеющие отчетливый послепрививочный рубчик.
Инфицированность и заболеваемость туберкулезом детей с хроническими неспецифическими заболеваниями в 6…8 раз выше, чем среди здоровых детей [Сокуров В. П., Шварцер И. С, 1982]. В настоящее время у детей первичное инфицирование происходит на фоне послепрививочного иммунитета и, как правило, не сопровождается развитием выраженных функциональных нарушений и локальных проявлений, протекает благополучно без формирования остаточных туберкулезных изменений.
«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко
Заболевание развивается в результате сложного взаимодействия микробного фактора, макроорганизма и социальных условий среды. При туберкулезе особенно велико значение социальных факторов. Характер возникающего туберкулезного процесса и его проявления в значительной степени обусловлены биологическими свойствами возбудителя. Наиболее патогенны для человека М. tuberculosis, которые, по данным А. Е. Рабухина, обнаруживаются у 95…98 % больных туберкулезом. Частота выделения М….
У детей частое аэрогенное заражение обусловлено возрастными анатомофизиологическими особенностями — короткие и широкие носовые ходы способствуют быстрому проникновению микобактерии. Возможно контактное заражение от больных туберкулезом, при использовании инфицированной одежды больных, игрушек, книг, посуды и других предметов. Известны случаи заражения людей при уходе за больными животными. Редкие случаи контактного заражения описаны у хирургов, патологоанатомов, мясников. При…
Употребление в пищу инфицированного молока, молочных продуктов и мяса чаще приводит к первичной локализации процесса в органах брюшной полости, однако возможно также появление очагов в легких и во внутригрудных лимфатических узлах. Об этом свидетельствуют и материалы любекской трагедии, когда 261 ребенку ввели per os вместо вакцины БЦЖ культуру вирулентных микобактерии туберкулеза. В результате вскрытия 71…
Инфицирование плода может возникнуть гематогенным путем, при этом важным условием является поражение туберкулезом плаценты, что связано с оседанием туберкулезных палочек в межворсинчатом пространстве. В местах поражения плаценты сосуды оказываются тромбированными, в результате чего часто плод все же остается незараженным. Однако если микобактерии попадают в плацентарные сосуды, то они проникают через пупочную вену в плод, где…
Первичное заражение сопровождается возникновением очага в пораженном органе, чаще всего во внутригрудных лимфатических узлах и легких. Микобактерии вызывают развитие очага некроза, вокруг которого появляется воспалительный процесс: миграция лейкоцитов, скопление эпителиоидных клеток, гигантских клеток Пирогова — Лангханса и лимфоцитов. Так образуется эпителиоидный бугорок с некротическим центром. По периферии этого специфического участка возникает зона неспецифического воспаления. Обратное…