Методика и организация занятий

Главная / Уход за ребенком / Массаж и гимнастика / Методика и организация занятий

Е. Л. Мугинова (1978) для грудных детей предлагает 4 комплекса упражнений: I — для младенцев в возрасте от 1 до 3 месяцев, II — от 3 до 5, III — от 5 до 8 и IV — в возрасте от 8 до 12 месяцев.

Занятия с детьми от года до 3 лет строятся по принципу развития основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, сохранение равновесия. Они стимулируют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем.

Большинство врожденных безусловных рефлексов у детей исчезают в течение нескольких месяцев, и лишь немногие из них сохраняются на всю жизнь. Некоторые безусловные рефлексы (феномен ползания, положения и др.) используются в качестве упражнений для активизации у ребенка двигательных умений.

В первые 3 месяца движения детей — это в основном проявление безусловных рефлексов.

Для данного возрастного периода характерна физиологическая гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей, поэтому назначаются только легкий поглаживающий массаж, вызывающий расслабление мышц, и рефлекторные упражнения, связанные с разгибанием конечностей (они помогают избежать усиления функции мышц-сгибателей). Младенцам от 1 до 3—4 месяцев показаны активные движения, основанные на таких безусловных рефлексах, как кожно-мышечные и рефлексы положения (рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног, рефлекторное ползание на животе и спине).

Пассивные движения конечностей пока недопустимы, так как при наличии гипертонии сгибателей можно растянуть мышцы и связки, что вызывает у ребенка болевые ощущения. К концу 3-го месяца жизни у детей исчезает рефлекс Бауэра, однако на 4-ом месяце проявляются рефлексы положения. Например, если удерживать ребенка на весу на ладони в положении вниз животом, он хорошо отклоняет голову назад и некоторое время остается в такой позе. Для укрепления мышц шеи и туловища детям назначают комплекс упражнений с учетом рефлексов положения.

В этом возрастном периоде кроме поглаживания в комплекс занятий постепенно и последовательно включают и более действенные приемы массажа: растирание, разминание, похлопывание. В дальнейшем время, отводимое для массажа, сокращается, а продолжительность гимнастики увеличивается. У полугодовалых здоровых, активных детей с хорошим тургором тканей и тонусом мышц массаж обычно прекращается и назначаются только гимнастические упражнения. Однако если ребенок ослаблен, если у него отмечаются недостаточно хороший тургор тканей, гипотония мышц, массаж продолжают.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Специальными исследованиями доказано, что при длительном лежании в организме изменяются физико-химические свойства белка, вымывается кальций из костной системы, снижается устойчивость к отрицательным воздействиям внешней среды. Движения способствуют общению детей раннего возраста с окружающими. Двигательная активность служит одним из главных источников положительных эмоций, весьма необходимых для развития ребенка. Массаж и гимнастика полезны и детям с отклонениями…

В зависимости от степени и силы воздействия на организм возбудимость нервной системы может повышаться или понижаться. Так, например, поглаживание, растирание и разминание усиливают тормозные процессы коры головного мозга, а похлопывание и вибрация — возбудительные процессы. В связи с тем, что у грудных детей преобладают процессы возбуждения, у них целесообразно применять поглаживание и растирание слабой или…

Движения у детей осуществляются при помощи скелетной мускулатуры, а рост и развитие мышечной системы в свою очередь связаны с двигательной активностью. Благодаря улучшению мышечной деятельности более экономно работают жизненно важные системы организма: сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная и др. Для поддержания оптимальной активности мышечной системы с первого месяца жизни ребенка необходимо применять специальный комплекс гимнастических упражнений. Такая…

Ограниченный массаж (спинки и брюшного пресса) можно проводить здоровым детям до конца грудного периода. После 3 месяцев у детей устанавливается равновесие между тонусом мышц-сгибателей и мышц-разгибателей верхних конечностей. Теперь в комплекс гимнастических упражнений для рук можно включать пассивные движения, которые постепенно усложняют. Однако, по мнению В. Л. Страковской (1977), следует реже использовать очень популярное упражнение…

К. Д. Губерт и М. Г. Рысс (1972) утверждают, что в начале второго полугодия для ребенка самым слабым компонентом комплексного раздражителя является слово, более сильным — зрительный (игрушка) и самым мощным — двигательный компонент (пассивные движения, потягивание за руки, за ноги, поворот таза). Авторы рекомендуют при выполнении упражнений начинать с самого слабого раздражителя, затем применять…

Популярное
Новое Прочее