Массаж и гимнастика

Главная / Уход за ребенком / Массаж и гимнастика

В предыдущих разделах говорилось, насколько большое влияние оказывает двигательная активность на развитие ребенка первых лет жизни. Одним из методов физического воздействия на организм малышей являются массаж и гимнастика. Эти процедуры назначаются детям строго индивидуально, с учетом возраста, состояния здоровья, физического и психомоторного развития ребенка.

Массаж обычно предшествует гимнастическим упражнениям. Так, например, поглаживание как один из видов массажа у здоровых детей применяют уже с 3—4-недельного возраста, а гимнастику начинают с 1—1,5 месяцев. Систематическое применение массажа и гимнастики оказывает положительное воздействие на мускулатуру, кровообращение, дыхание, местный и общий обмен веществ, способствует формированию правильной осанки тела и укреплению организма ребенка.

Массаж и гимнастика должны быть одним из обязательных элементов физического воспитания детей. Их положительный эффект сказывается лишь при наличии хороших условий быта и правильном воспитании ребенка, рациональном вскармливании и закаливании. Однако гимнастика и массаж не могут полностью удовлетворить потребность ребенка в движениях.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Движения у детей осуществляются при помощи скелетной мускулатуры, а рост и развитие мышечной системы в свою очередь связаны с двигательной активностью. Благодаря улучшению мышечной деятельности более экономно работают жизненно важные системы организма: сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная и др. Для поддержания оптимальной активности мышечной системы с первого месяца жизни ребенка необходимо применять специальный комплекс гимнастических упражнений. Такая…


Е. Л. Мугинова (1978) для грудных детей предлагает 4 комплекса упражнений: I — для младенцев в возрасте от 1 до 3 месяцев, II — от 3 до 5, III — от 5 до 8 и IV — в возрасте от 8 до 12 месяцев. Занятия с детьми от года до 3 лет строятся по принципу…


Ограниченный массаж (спинки и брюшного пресса) можно проводить здоровым детям до конца грудного периода. После 3 месяцев у детей устанавливается равновесие между тонусом мышц-сгибателей и мышц-разгибателей верхних конечностей. Теперь в комплекс гимнастических упражнений для рук можно включать пассивные движения, которые постепенно усложняют. Однако, по мнению В. Л. Страковской (1977), следует реже использовать очень популярное упражнение…


К. Д. Губерт и М. Г. Рысс (1972) утверждают, что в начале второго полугодия для ребенка самым слабым компонентом комплексного раздражителя является слово, более сильным — зрительный (игрушка) и самым мощным — двигательный компонент (пассивные движения, потягивание за руки, за ноги, поворот таза). Авторы рекомендуют при выполнении упражнений начинать с самого слабого раздражителя, затем применять…


Перед массажем грудного ребенка надо подмыть и полностью раздеть. Если по состоянию здоровья этого сделать нельзя, малыша оставляют в легкой одежде. Руки медсестры или матери должны быть чистыми, сухими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Кольца, браслеты, часы снимают. Так как у грудного ребенка кожные покровы очень нежны, а опорно-двигательный аппарат слаб, занятия проводятся осторожно,…


«Дыхательный» массаж проводится при положении ребенка на спине, ногами к переднему краю стола. Прием 1 Легкое поглаживание ладонью переднебоковой поверхности грудной клетки, косых мышц живота, но костно-хрящевую зону следует обходить. Прием 2 Поглаживание пальцами межреберных промежутков. Прием 3 Поглаживание косых и прямых мышц живота, легкие поглаживающие движения по ходу кишечника. Эти приемы чередуются 5—10 раз….


Специальными исследованиями доказано, что при длительном лежании в организме изменяются физико-химические свойства белка, вымывается кальций из костной системы, снижается устойчивость к отрицательным воздействиям внешней среды. Движения способствуют общению детей раннего возраста с окружающими. Двигательная активность служит одним из главных источников положительных эмоций, весьма необходимых для развития ребенка. Массаж и гимнастика полезны и детям с отклонениями…


В зависимости от степени и силы воздействия на организм возбудимость нервной системы может повышаться или понижаться. Так, например, поглаживание, растирание и разминание усиливают тормозные процессы коры головного мозга, а похлопывание и вибрация — возбудительные процессы. В связи с тем, что у грудных детей преобладают процессы возбуждения, у них целесообразно применять поглаживание и растирание слабой или…


Популярное
Новое Прочее