При проведении массажа

К. Д. Губерт и М. Г. Рысс (1972) утверждают, что в начале второго полугодия для ребенка самым слабым компонентом комплексного раздражителя является слово, более сильным — зрительный (игрушка) и самым мощным — двигательный компонент (пассивные движения, потягивание за руки, за ноги, поворот таза).

Авторы рекомендуют при выполнении упражнений начинать с самого слабого раздражителя, затем применять более сильный и наконец самый сильный — двигательный. К концу второго полугодия жизни благодаря образованию условных связей некоторые упражнения, носившие пассивный характер, становятся активными, так как выполняются ребенком самостоятельно по указанию взрослого.

При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать определенные условия: помещение должно быть хорошо проветрено, в первые месяцы жизни ребенка температура воздуха в комнате равна 22—24 °С, в дальнейшем — не менее 20 °С. Это способствует также закаливанию организма воздухом. Летом гимнастические упражнения выполняются при открытом окне или на свежем воздухе в тени в защищенном от ветра месте (при температуре не ниже 22 °С).

Занятия гимнастикой следует проводить ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее чем через 30 минут после еды.

Лучшее время для упражнений — второе бодрствование, спустя 40—50 минут после второго кормления. Ослабленному ребенку с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии полезны занятия 2 раза в день. Для массажа и гимнастических упражнений наиболее удобен специальный стол (высота — 70—75, ширина — 80, длина — 120 см), покрытый байковым одеялом.

Поверх одеяла расстилают клеенку и чистую простыню, которую меняют после каждого занятия. Стол можно заменить деревянным фанерным щитом, размещенным поперек детской кроватки на поднятых и хорошо закрепленных боковых стенках. Гимнастические упражнения лучше проводить в форме игры. В ходе занятия нужно ласково разговаривать с малышом, стараться создать у него веселое настроение, вызвать улыбку, гуление, побуждать его к активности с помощью ярких игрушек и других предметов.

Положительный эмоциональный тонус ребенка желательно поддерживать в течение всего занятия. Если он беспокоен, плачет, упражнения прекращают и не возобновляют до тех пор, пока малыш не успокоится. Продолжительность гимнастики и массажа для детей грудного возраста не должна превышать 10 минут, старше года — 15 минут.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Специальными исследованиями доказано, что при длительном лежании в организме изменяются физико-химические свойства белка, вымывается кальций из костной системы, снижается устойчивость к отрицательным воздействиям внешней среды. Движения способствуют общению детей раннего возраста с окружающими. Двигательная активность служит одним из главных источников положительных эмоций, весьма необходимых для развития ребенка. Массаж и гимнастика полезны и детям с отклонениями…

В зависимости от степени и силы воздействия на организм возбудимость нервной системы может повышаться или понижаться. Так, например, поглаживание, растирание и разминание усиливают тормозные процессы коры головного мозга, а похлопывание и вибрация — возбудительные процессы. В связи с тем, что у грудных детей преобладают процессы возбуждения, у них целесообразно применять поглаживание и растирание слабой или…

Движения у детей осуществляются при помощи скелетной мускулатуры, а рост и развитие мышечной системы в свою очередь связаны с двигательной активностью. Благодаря улучшению мышечной деятельности более экономно работают жизненно важные системы организма: сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная и др. Для поддержания оптимальной активности мышечной системы с первого месяца жизни ребенка необходимо применять специальный комплекс гимнастических упражнений. Такая…

Е. Л. Мугинова (1978) для грудных детей предлагает 4 комплекса упражнений: I — для младенцев в возрасте от 1 до 3 месяцев, II — от 3 до 5, III — от 5 до 8 и IV — в возрасте от 8 до 12 месяцев. Занятия с детьми от года до 3 лет строятся по принципу…

Ограниченный массаж (спинки и брюшного пресса) можно проводить здоровым детям до конца грудного периода. После 3 месяцев у детей устанавливается равновесие между тонусом мышц-сгибателей и мышц-разгибателей верхних конечностей. Теперь в комплекс гимнастических упражнений для рук можно включать пассивные движения, которые постепенно усложняют. Однако, по мнению В. Л. Страковской (1977), следует реже использовать очень популярное упражнение…

Популярное
Новое Прочее