Четыре периода в развитии ребенка первого года жизни

Главная / Уход за ребенком / Особенности развития детей грудного возраста и уход за ними / Четыре периода в развитии ребенка первого года жизни

К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях.

В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также движения в дистальных концах конечностей.

Во втором периоде (возраст от 1 до 3 месяцев жизни) постепенно проходит спастическое сокращение ладоней, ригидность мышц нижних конечностей. На основе зрительного и звукового сосредоточения у ребенка возникает и закрепляется мимико-соматический комплекс оживления, в системе которого налаживается работа мышц-антагонистов и создаются предпосылки для дальнейшего развития движений.

Для третьего периода (возраст от 3 до 6 месяцев жизни) характерной особенностью является длительное удерживание мышечных групп в известной степени сокращения, включение новых двигательных умений, среди которых наиболее важным является развитие у ребенка акта хватания и ощупывания.

Четвертый, период (возраст от 6 до 12 месяцев) характеризуется связыванием дифференцированных движений вместе, созданием цепи движений, что проявляется в возникновении повторных и более сложных движений, а также в начинающемся подражании.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

В 8—9 месяцев детей учат есть из ложки, причем ребенок должен сидеть на руках взрослого, а с 9—10 месяцев его можно кормить за специальным столом. Во время кормления создают спокойную обстановку, исключают все отвлекающие моменты. Для дальнейшего совершенствования речи следует использовать все моменты общения с детьми. Речь развивается быстрее, если с ребенком постоянно разговаривают, неоднократно…

К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования. Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки,…

В 10—11 месяцев детей учат играть с сюжетными игрушками. Если ребенок не понимает игры, то взрослый называет игрушку и одновременно проделывает с ней необходимое действие. При нормальном развитии еще до года дети выполняют несложные распоряжения взрослых, умеют играть в простые игры. Они пытаются подражать некоторым движениям взрослых, знают названия многих предметов, понимают смысл отдельных абстрактных…

К понижению аппетита у детей приводят малоподвижность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, плохой уход. На поведение ребенка большое влияние оказывают общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. В воспитании главную роль играет не словесное внушение, а поведение окружающих, спокойная семейная обстановка. Единодушие родителей и других членов семьи в вопросах воспитания гарантирует здоровую обстановку для развития…

К 9—12 месяцам нервная система ребенка под влиянием факторов окружающей среды усиленно развивается и совершенствуется. В связи с этим кора головного мозга уже более устойчива к внешним воздействиям. Дети бодрствуют 3—4 часа, их переводят на двукратный дневной сон по 2—2,5 часа, длительность ночного сна — 11 часов, общая продолжительность сна составляет 14—15 часов. Необходимо отметить,…

Популярное
Новое Прочее