Особенности развития детей грудного возраста и уход за ними

Главная / Уход за ребенком / Особенности развития детей грудного возраста и уход за ними

Грудной возраст исчисляется от конца периода новорожденности до исполнения ребенку одного года. По сравнению с более старшими возрастными периодами этот период характеризуется усиленным ростом организма, быстрыми темпами развития функций всех органов и систем, а также интенсивным обменом веществ. Так, например, первоначальная масса новорожденного (3000—3500 г) удваивается к 4—5 месяцам, а к году утраивается и составляет около 10—11 кг.

За первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см и к 12 месяцам равняется 75 см. Совершенствуется морфологическая структура и функция нервной системы ребенка. Только за первое полугодие жизни масса его мозга увеличивается в два раза.

Благодаря ускоренному развитию функции центральной нервной системы рано вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов. Быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие. Оно тесным образом связано с развитием двигательных умений. В этом возрастном периоде детства появляются также зачатки речи. Уже в двухмесячном возрасте все органы чувств ребенка настолько развиты, что он может улавливать и различать разнообразные сигналы внешней среды.

Нервно-психическое развитие и приобретение двигательных умений в значительной мере зависит от окружающих условий внешней среды, режима жизни детей, воспитания и ухода за ними. Под влиянием активных воздействий взрослых при хорошем уходе и воспитании здоровый ребенок наряду с правильным физическим состоянием должен проявлять также соответствующие его возрасту психические и двигательные умения.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

В 5 месяцев ребенок певуче гулит, подражает звукам, которые он слышит от взрослых, в 6 месяцев — начинает произносить отдельные звуки и слоги (ба-ба, ма-ма, па-па). Взрослые должны постоянно заниматься с детьми, чаще разговаривать с ними во время игр, кормления и одевания. Все манипуляции с малышом обязательно должны сопровождаться речью. Взрослым надлежит произносить слова правильно,…


Под влиянием и при участии взрослых у детей 6—9 месяцев начинают формироваться привычки, влечения, вкусы. В связи с этим у родителей и воспитателей появляются новые задачи: помочь ребенку научиться понимать речь взрослых, вступать в контакт с ними, способствовать дальнейшему совершенствованию двигательных навыков, особенно ползания — первой формы самостоятельного передвижения. Ребенок прибегает к ползанию не только…


Дети 8—9 месяцев очень любят заводные игрушки, мячи, которые побуждают к ползанию. Время от времени игрушки нужно менять, так как они быстро надоедают детям. Лучше всего часть игрушек на несколько дней спрятать, а потом снова достать. В этом возрасте детям предоставляют возможность больше самостоятельно двигаться — ползать, вставать у неподвижной опоры, переступать вокруг нее, но…


В 8—9 месяцев детей учат есть из ложки, причем ребенок должен сидеть на руках взрослого, а с 9—10 месяцев его можно кормить за специальным столом. Во время кормления создают спокойную обстановку, исключают все отвлекающие моменты. Для дальнейшего совершенствования речи следует использовать все моменты общения с детьми. Речь развивается быстрее, если с ребенком постоянно разговаривают, неоднократно…


К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования. Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки,…


В 10—11 месяцев детей учат играть с сюжетными игрушками. Если ребенок не понимает игры, то взрослый называет игрушку и одновременно проделывает с ней необходимое действие. При нормальном развитии еще до года дети выполняют несложные распоряжения взрослых, умеют играть в простые игры. Они пытаются подражать некоторым движениям взрослых, знают названия многих предметов, понимают смысл отдельных абстрактных…


К понижению аппетита у детей приводят малоподвижность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, плохой уход. На поведение ребенка большое влияние оказывают общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. В воспитании главную роль играет не словесное внушение, а поведение окружающих, спокойная семейная обстановка. Единодушие родителей и других членов семьи в вопросах воспитания гарантирует здоровую обстановку для развития…


К 9—12 месяцам нервная система ребенка под влиянием факторов окружающей среды усиленно развивается и совершенствуется. В связи с этим кора головного мозга уже более устойчива к внешним воздействиям. Дети бодрствуют 3—4 часа, их переводят на двукратный дневной сон по 2—2,5 часа, длительность ночного сна — 11 часов, общая продолжительность сна составляет 14—15 часов. Необходимо отметить,…


К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях. В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также…


М. Я. Кистяковская (1970) у детей в возрасте до 6 месяцев выявила ряд этапов в развитии движений рук в зависимости от условий формирования межрецепторных связей. На первом этапе до 3—4 недель внешние воздействия на зрительный, слуховой, кожный и вестибулярный анализаторы влияют на движения рук ребенка в той же степени, как и на общее движение. На…


Популярное
Новое Прочее