Неустойчивый иммунитет, повышенная ранимость кожи и слизистых делает детей этого возраста особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. В связи с анатомо-физиологическими особенностями организма, неустойчивостью обмена веществ и несовершенством защитно-приспособительных реакций у детей грудного возраста при плохом уходе и воспитании легко возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, дистрофия, рахит, респираторная и другая тяжело протекающая патология.

При воспитании ребенка необходимо учитывать состояние развития его высшей нервной деятельности, которая на первом году жизни имеет следующие особенности.

1. Быстрая выработка, но медленное закрепление условных рефлексов, двигательных умений и речевых навыков. Угасание их без дальнейшего подкрепления.

2. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

3. Инертность нервных процессов.

4. Быстрая утомляемость функции центральной нервной системы.

5. Генерализация реакций.

6. Яркая эмоциональность.

7. Склонность к подражательству.

8. Задержка неблагоприятными факторами внешней среды нервно-психического развития детей, а иногда — исчезновение уже приобретенных навыков и умений.

Высокой пластичностью организма, в частности нервной системы, детей грудного возраста Н. М. Аскарина (1977) объясняет большую зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.

Для своевременного и нормального развития детей этого возраста родители и воспитатели должны не только вовремя удовлетворять их потребности в питании, гигиеническом уходе, но и специально заниматься с ними с целью формирования новых умений и навыков. В связи с тем, что на протяжении первого года жизни каждый месяц отличается своими особенностями и значение ряда умений ребенка на разных этапах различно, задачи и содержание ухода и воспитания рассматриваются по отдельным возрастным периодам.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования. Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки,…

В 10—11 месяцев детей учат играть с сюжетными игрушками. Если ребенок не понимает игры, то взрослый называет игрушку и одновременно проделывает с ней необходимое действие. При нормальном развитии еще до года дети выполняют несложные распоряжения взрослых, умеют играть в простые игры. Они пытаются подражать некоторым движениям взрослых, знают названия многих предметов, понимают смысл отдельных абстрактных…

К понижению аппетита у детей приводят малоподвижность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, плохой уход. На поведение ребенка большое влияние оказывают общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. В воспитании главную роль играет не словесное внушение, а поведение окружающих, спокойная семейная обстановка. Единодушие родителей и других членов семьи в вопросах воспитания гарантирует здоровую обстановку для развития…

К 9—12 месяцам нервная система ребенка под влиянием факторов окружающей среды усиленно развивается и совершенствуется. В связи с этим кора головного мозга уже более устойчива к внешним воздействиям. Дети бодрствуют 3—4 часа, их переводят на двукратный дневной сон по 2—2,5 часа, длительность ночного сна — 11 часов, общая продолжительность сна составляет 14—15 часов. Необходимо отметить,…

К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях. В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также…

Популярное
Новое Прочее