Неустойчивый иммунитет, повышенная ранимость кожи и слизистых делает детей этого возраста особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. В связи с анатомо-физиологическими особенностями организма, неустойчивостью обмена веществ и несовершенством защитно-приспособительных реакций у детей грудного возраста при плохом уходе и воспитании легко возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, дистрофия, рахит, респираторная и другая тяжело протекающая патология.

При воспитании ребенка необходимо учитывать состояние развития его высшей нервной деятельности, которая на первом году жизни имеет следующие особенности.

1. Быстрая выработка, но медленное закрепление условных рефлексов, двигательных умений и речевых навыков. Угасание их без дальнейшего подкрепления.

2. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

3. Инертность нервных процессов.

4. Быстрая утомляемость функции центральной нервной системы.

5. Генерализация реакций.

6. Яркая эмоциональность.

7. Склонность к подражательству.

8. Задержка неблагоприятными факторами внешней среды нервно-психического развития детей, а иногда — исчезновение уже приобретенных навыков и умений.

Высокой пластичностью организма, в частности нервной системы, детей грудного возраста Н. М. Аскарина (1977) объясняет большую зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.

Для своевременного и нормального развития детей этого возраста родители и воспитатели должны не только вовремя удовлетворять их потребности в питании, гигиеническом уходе, но и специально заниматься с ними с целью формирования новых умений и навыков. В связи с тем, что на протяжении первого года жизни каждый месяц отличается своими особенностями и значение ряда умений ребенка на разных этапах различно, задачи и содержание ухода и воспитания рассматриваются по отдельным возрастным периодам.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях. В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также…

М. Я. Кистяковская (1970) у детей в возрасте до 6 месяцев выявила ряд этапов в развитии движений рук в зависимости от условий формирования межрецепторных связей. На первом этапе до 3—4 недель внешние воздействия на зрительный, слуховой, кожный и вестибулярный анализаторы влияют на движения рук ребенка в той же степени, как и на общее движение. На…

К концу первого месяца ребенок обычно привыкает к режиму дня, если он соблюдался. У него уже вырабатывается определенный режим бодрствования, сна и кормления. Для дальнейшего облегчения процесса приспособления к новым условиям существования необходимо правильно организовать гигиенический уход за ребенком и разумное его воспитание с первых месяцев жизни. Соблюдение режима дня, правильное воспитание детей в надлежащих…

К началу второго месяца малыш становится спокойнее, улыбается, длительно рассматривает игрушку, висящую над ним. К этому времени над его кроваткой на расстоянии 60—70 см укрепляются игрушки: погремушки-подвески, погремушки с ручками и кольцами ярких расцветок, мелодично звучащие игрушки, так как после 2 месяцев ребенок уже четко реагирует на звук, отыскивает его источник. Однако не следует подвешивать…

До 2,5—3 месяцев детей кормят 7 раз в день с 6-часовым ночным перерывом. Допустимо и 6-кратное кормление через каждые 3,5 часа при ночном перерыве в 6,5 часа. Длительность ночного сна — 10—11 часов, днем ребенок спит 3—4 раза по 1,5—2 часа с промежутками в 1 —1,5 часа. В этом возрасте периоды бодрствования постепенно увеличиваются от…

Популярное
Новое Прочее