Возраст от 1 до 3 месяцев (сосредоточение на лице)

К началу второго месяца малыш становится спокойнее, улыбается, длительно рассматривает игрушку, висящую над ним.

К этому времени над его кроваткой на расстоянии 60—70 см укрепляются игрушки: погремушки-подвески, погремушки с ручками и кольцами ярких расцветок, мелодично звучащие игрушки, так как после 2 месяцев ребенок уже четко реагирует на звук, отыскивает его источник. Однако не следует подвешивать игрушки к коляске, в которой ребенок должен только спать на воздухе.

По данным Н. М. Аскариной (1977), для детей в возрасте до 2,5—3 месяцев наиболее характерным является зрительное и слуховое сосредоточение на лице разговаривающего с ним взрослого, на висящей игрушке. Возникает улыбка и комплекс оживления в ответ на разговор взрослого, а также умение удерживать голову, лежа на животе, опирясь на предплечья, выгибая спинку. Следует отметить, что умение лежать на животе является предпосылкой для своевременного развития ползания. Эта поза также способствует образованию правильного изгиба позвоночника.

Ласковый голос и улыбка человека, разговаривающего с ребенком, вызывают радостное настроение.

У него создается положительно-эмоциональная реакция — комплекс оживления, который складывается из улыбки, двигательного беспокойства и голосовой активности (гуление).

Учащенное движение руками при этом способствует уменьшению тонуса сгибателей. Такая усиленная подвижность развивает двигательные умения ребенка, укрепляет скелетную мускулатуру, улучшает функции дыхания и кровообращения. Двигательная активность стимулирует все жизненные процессы в организме, что важно для дальнейшего развития ребенка.

Для правильного развития движений рук и ног в возрасте 1—2 месяцев во время бодрствования ребенка одевают так, чтобы не стеснять его движений. Для этой цели ему надевают поверх кофточки ползунки, на ножки — пинетки или носки. В начале 3-го месяца жизни ребенок начинает случайно наталкиваться на игрушку, висящую над грудью, а в возрасте 2,5—3 месяцев у него появляются движения выпрямленных рук, поэтому игрушку уже подвешивают над кроваткой более низко (20—30 см над грудью ребенка), чтобы он мог наталкиваться на нее ручками и учился захватывать.

Не рекомендуется вешать над кроватью (или манежем) ребенка слишком много игрушек одновременно. Их нужно время от времени менять и иногда убирать. Необходимо всячески способствовать развитию движений ребенка, а также рекомендовать родителям проводить ему с месячного возраста массаж и гимнастику. Родителей обучают технике массажа и гинастики для проведения с ребенком специальных упражнений.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования. Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки,…

В 10—11 месяцев детей учат играть с сюжетными игрушками. Если ребенок не понимает игры, то взрослый называет игрушку и одновременно проделывает с ней необходимое действие. При нормальном развитии еще до года дети выполняют несложные распоряжения взрослых, умеют играть в простые игры. Они пытаются подражать некоторым движениям взрослых, знают названия многих предметов, понимают смысл отдельных абстрактных…

К понижению аппетита у детей приводят малоподвижность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, плохой уход. На поведение ребенка большое влияние оказывают общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. В воспитании главную роль играет не словесное внушение, а поведение окружающих, спокойная семейная обстановка. Единодушие родителей и других членов семьи в вопросах воспитания гарантирует здоровую обстановку для развития…

К 9—12 месяцам нервная система ребенка под влиянием факторов окружающей среды усиленно развивается и совершенствуется. В связи с этим кора головного мозга уже более устойчива к внешним воздействиям. Дети бодрствуют 3—4 часа, их переводят на двукратный дневной сон по 2—2,5 часа, длительность ночного сна — 11 часов, общая продолжительность сна составляет 14—15 часов. Необходимо отметить,…

К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях. В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также…

Популярное
Новое Прочее