В этом возрасте продолжается интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребенок начинает гулить и лепетать. Хорошо, чтобы периоды бодрствования дети 3—6 месяцев проводили в манеже. Это способствует своевременному и правильному развитию статических и двигательных умений, укреплению скелета и мускулатуры.

При нормальном развитии ребенок 3 месяцев тянется к подвешенной над манежем (невысоко) игрушкой, захватывает ее. В теплое время года манеж выносят на открытую веранду или в сад под навес. В этом возрасте малыши уже узнают своих близких (мать, бабушку), различают голоса и интонации, поворачиваются в сторону источника звука. Положительные эмоции вызывают комплекс оживления. Причем возникает он чаще и продолжается дольше.

Комплекс оживления может наблюдаться и после кормления: ребенок радостно вскрикивает, улыбается, становится подвижнее. М. Ю. Кистяковская (1970) отмечает, что после того как ребенок научится различать взрослых, он больше радуется тому, кто особенно ласково к нему обращается, любовно ухаживает за ним.

У 3—4-месячных детей эмоционально положительные выразительные реакции развиваются по механизму условного рефлекса на вид взрослого и звуки его голоса. Этот факт обязательно должен учитываться при организации ухода и воспитания детей с первых месяцев их жизни. Так как в возрасте около 4 месяцев дети начинают различать цвета и формы предметов, игрушки для них нужно выбирать яркие, звучащие.

Игрушки должны быть небольшими, чтобы ребенок мог захватывать их и удерживать (кольцо с шариком, погремушка с ручкой). Если ребенок в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

К 9—12 месяцам нервная система ребенка под влиянием факторов окружающей среды усиленно развивается и совершенствуется. В связи с этим кора головного мозга уже более устойчива к внешним воздействиям. Дети бодрствуют 3—4 часа, их переводят на двукратный дневной сон по 2—2,5 часа, длительность ночного сна — 11 часов, общая продолжительность сна составляет 14—15 часов. Необходимо отметить,…

К концу первого года жизни ребенок должен научиться ходить и говорить отдельные слова Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой (1949) установлены четыре периода в развитии ребенка первого года жизни, общие особенности которых отражаются и на двигательных умениях. В первом периоде (период новорожденности), который характеризуется ригидностью мускулатуры и утробным положением, наблюдаются атетозоподобные движения, а также…

М. Я. Кистяковская (1970) у детей в возрасте до 6 месяцев выявила ряд этапов в развитии движений рук в зависимости от условий формирования межрецепторных связей. На первом этапе до 3—4 недель внешние воздействия на зрительный, слуховой, кожный и вестибулярный анализаторы влияют на движения рук ребенка в той же степени, как и на общее движение. На…

Неустойчивый иммунитет, повышенная ранимость кожи и слизистых делает детей этого возраста особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. В связи с анатомо-физиологическими особенностями организма, неустойчивостью обмена веществ и несовершенством защитно-приспособительных реакций у детей грудного возраста при плохом уходе и воспитании легко возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, дистрофия, рахит, респираторная и другая тяжело протекающая патология. При…

К концу первого месяца ребенок обычно привыкает к режиму дня, если он соблюдался. У него уже вырабатывается определенный режим бодрствования, сна и кормления. Для дальнейшего облегчения процесса приспособления к новым условиям существования необходимо правильно организовать гигиенический уход за ребенком и разумное его воспитание с первых месяцев жизни. Соблюдение режима дня, правильное воспитание детей в надлежащих…

Популярное
Новое Прочее