К последней четверти первого года жизни ребенок довольно хорошо ползает, начинает самостоятельно ходить, многие его действия осмысленны, повышается интерес к окружающему, возникает потребность в общении со взрослыми, развивается чувство любви к близким людям. Все это заметно изменяет характер бодрствования.

Для самостоятельной игры детям дают игрушки, способствующие дальнейшему совершенствованию движений: легко моющиеся складные бочонки, матрешки, пирамидки, куклы, мячи, коляски, кольца для бросания, заводные игрушки (в руках взрослых). С 10 месяцев малыши охотно открывают и закрывают различные коробки, нагружают машины кубиками, собирают и разбирают пирамидки, выполняют многие другие действия.

Игры в этом возрасте становятся более длительными. Ребенку помогают повторять слова, обозначающие названия предметов и их действия. В 9—12 месяцев ребенок должен довольно много двигаться.

Приманивая игрушкой, его побуждают к ходьбе (в 8—9 месяцев — с опорой, в 11—12 месяцев — без опоры). Чтобы достать игрушку, ребенок переходит от одной опоры к другой, ползает, преодолевает небольшие препятствия. Свобода передвижения активизирует бодрствование ребенка, познание окружающего мира. Дома, в яслях для бодрствования ребенка отводится часть комнаты (примерно 5*3 м), которую огораживают.

В этом возрастном периоде активные движения малыша направляют в основном на стимуляцию ходьбы, чему способствуют приспособления на полу для влезания, слезания, маленький низкий диван и т. п. Когда ребенок научится свободно ходить, держась за неподвижные предметы (кровать, диван), ему дают каталку на колесах, опираясь на нее и передвигаясь, он будет упражняться в ходьбе. Кроме того, проводятся игры-забавы «догоню-догоню», игра в мяч, разбрасывание шариков и другие.

Родители и воспитатели не должны ограничивать естественную потребность ребенка в движении. Чтобы предупредить травматизм, несчастные случаи, детям не разрешают играть пуговицами, мелкими шариками, карандашами, убирают все опасные предметы из мест, доступных для ребенка. Особенно тщательно хранят лекарства, которые яркой цветной упаковкой привлекают внимание детей и нередко служат причиной отравления.

В недоступных для детей местах хранятся бытовые моющие средства, керосин, растворы химических веществ, инсектициды и т. д. Учитывая большую подвижность, активность и любознательность ребенка, его необходимо оберегать от случайного бытового отравления, ни на минуту не оставлять без присмотра. С возрастом выполняемые ребенком действия усложняются, что требует лучшей, чем прежде, координации движений. Например, ему показывают, как надевать большое кольцо на стержень и снимать или как положить кубик на кубик.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

К концу первого месяца ребенок обычно привыкает к режиму дня, если он соблюдался. У него уже вырабатывается определенный режим бодрствования, сна и кормления. Для дальнейшего облегчения процесса приспособления к новым условиям существования необходимо правильно организовать гигиенический уход за ребенком и разумное его воспитание с первых месяцев жизни. Соблюдение режима дня, правильное воспитание детей в надлежащих…

К началу второго месяца малыш становится спокойнее, улыбается, длительно рассматривает игрушку, висящую над ним. К этому времени над его кроваткой на расстоянии 60—70 см укрепляются игрушки: погремушки-подвески, погремушки с ручками и кольцами ярких расцветок, мелодично звучащие игрушки, так как после 2 месяцев ребенок уже четко реагирует на звук, отыскивает его источник. Однако не следует подвешивать…

До 2,5—3 месяцев детей кормят 7 раз в день с 6-часовым ночным перерывом. Допустимо и 6-кратное кормление через каждые 3,5 часа при ночном перерыве в 6,5 часа. Длительность ночного сна — 10—11 часов, днем ребенок спит 3—4 раза по 1,5—2 часа с промежутками в 1 —1,5 часа. В этом возрасте периоды бодрствования постепенно увеличиваются от…

В этом возрасте продолжается интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребенок начинает гулить и лепетать. Хорошо, чтобы периоды бодрствования дети 3—6 месяцев проводили в манеже. Это способствует своевременному и правильному развитию статических и двигательных умений, укреплению скелета и мускулатуры. При нормальном развитии ребенок 3 месяцев тянется к подвешенной над…

С 4—4,5 месяцев при виде игрушек дети протягивают к ним руки. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленное движение рук, происходит дальнейшее развитие зрительного и слухового восприятия, совершенствуется тактильная чувствительность. Кроме того, игрушки отвлекают от сосания пальцев и пустышек. Стремясь достать привлекшую внимание игрушку или предмет, ребенок переворачивается со спины на живот, подползает к…

Популярное
Новое Прочее