Воздушные ванны (этапность)

В первые дни процедур на детях постепенно облегчается одежда: обнажают сначала руки, затем снимают верхнюю рубашку, чулки, наконец ребенок остается в майке и трусах. По прошествии некоторого времени можно снимать и майку.

У детей ослабленных тело обнажают медленнее: вначале — конечности, затем раздевают малыша до пояса, и только после этого оставляют ребенка совсем раздетым. Надо следить за тем, чтобы не только во время гимнастики, но и при обычном бодрствовании дети не были слишком тепло одеты.

В теплый и холодный период несмотря на одинаковую температуру воздуха в помещении одежда детей должна быть различной: летом — легкой и открытой, зимой — из теплых тканей и закрытой.

Даже летом при резком похолодании детей, находящихся в помещении, следует одевать теплее, так как отдача тепла организмом увеличивается. В дождливые и ветреные дни воздушные ванны не отменяются, а проводятся на открытой веранде или в комнате с распахнутыми окнами, в этом случае одежда детей может быть закрытой. Как охлаждение, так и перегревание тела опасны для грудных детей.

Начальные признаки перегревания проявляются в виде покраснения кожных покровов, одышки, обильного пота на лице, в складках кожи, шеи. Чтобы уберечь ребенка от такого состояния, нужно воздушные ванны и прогулки проводить на площадках с навесом, в густой тени. В особенно жаркие дни при температуре воздуха в тени более 30 °С, когда в помещении прохладнее, чем на улице, детей оставляют в комнатах с открытыми окнами.

В. П. Спирина (1967) описывает случай неразумного поведения родителей при закаливании детей. Как только дети начинали ходить, в любое время года их оставляли только в трусиках. Будучи постоянно обнаженными, они хотя и не жаловались на холод, но усиленно двигались. В те короткие отрезки времени, когда малыши отдыхали, они свертывались в клубочек, чтобы согреться.

Тщательное обследование этих детей обнаружило замедление их общего физического развития, нарушения осанки, отклонения от нормы ряда показателей функции дыхания и кровообращения и др. Подобные примеры доказывают, что некоторые родители неправильно понимают сущность закаливания, подвергая маленьких детей сверхсильным нагрузкам.

Задачей закаливания является выработка у ребенка защитных реакций на холодовые раздражители, резкость которых не превышает встречающихся обычно колебаний температуры.

После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым. Если же он испытывает неприятное чувство холода, продолжительность ванн нужно уменьшить или даже временно их прекратить. Воздушные ванны подготавливают организм ребенка к световоздушным и солнечным ваннам.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Механизм закаливания организма довольно сложен, и многие стороны этого явления еще не совсем ясны. Однако хорошо известно, что в процессе закаливающего действия физических факторов на организм принимают участие рефлекторный, гуморальный и клеточный механизмы, а основная роль принадлежит центральной нервной системе. Воздействие холода или тепла на сложный рецепторный аппарат кожи и через него на центральную нервную…

По сравнению с другими естественными природными факторами солнечная радиация оказывает на организм более сильное воздействие. Поэтому закаливание солнцем начинают только после того, как ребенок привыкает к воздушным и водным процедурам. Наиболее полезны инфракрасные и ультрафиолетовые лучи солнечного спектра. Первые вызывают нагревание тканей и рефлекторное расширение капилляров кожи, а под влиянием «холодных» ультрафиолетовых лучей в клетках…

Благоприятный эффект от закаливающих процедур может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: обязательно учитываются индивидуальные особенности реактивности ребенка; сила раздражающего воздействия увеличивается последовательно: закаливание начинается с малых доза затем в зависимости от самочувствия ребенка дозировка постепенно увеличивается; закаливающие процедуры используются во все времена года, выполняются систематически и постепенно; все закаливающие мероприятия должны…

Г. Н. Сперанский и Е. Д. Заблудовская (1964), учитывая богатство рассеянного солнечного света ультрафиолетовыми лучами, рекомендуют для закаливания маленьких детей использовать летние световоздушные ванны. Их применяют как подготовительную и заключительную процедуру перед началом и после приема солнечных ванн. Кроме того, световоздушные ванны рекомендуют детям, которым солнечные ванны противопоказаны. В первые месяцы жизни эти ванны проводят…

Постепенность — одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно приспосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Переход от слабых закаливающих процедур к более сильным определяется состоянием ребенка, его реакцией на данное воздействие. Только последовательно приучая детей к изменениям температуры, можно без…

Популярное
Новое Прочее