Воздушные ванны (этапность)

В первые дни процедур на детях постепенно облегчается одежда: обнажают сначала руки, затем снимают верхнюю рубашку, чулки, наконец ребенок остается в майке и трусах. По прошествии некоторого времени можно снимать и майку.

У детей ослабленных тело обнажают медленнее: вначале — конечности, затем раздевают малыша до пояса, и только после этого оставляют ребенка совсем раздетым. Надо следить за тем, чтобы не только во время гимнастики, но и при обычном бодрствовании дети не были слишком тепло одеты.

В теплый и холодный период несмотря на одинаковую температуру воздуха в помещении одежда детей должна быть различной: летом — легкой и открытой, зимой — из теплых тканей и закрытой.

Даже летом при резком похолодании детей, находящихся в помещении, следует одевать теплее, так как отдача тепла организмом увеличивается. В дождливые и ветреные дни воздушные ванны не отменяются, а проводятся на открытой веранде или в комнате с распахнутыми окнами, в этом случае одежда детей может быть закрытой. Как охлаждение, так и перегревание тела опасны для грудных детей.

Начальные признаки перегревания проявляются в виде покраснения кожных покровов, одышки, обильного пота на лице, в складках кожи, шеи. Чтобы уберечь ребенка от такого состояния, нужно воздушные ванны и прогулки проводить на площадках с навесом, в густой тени. В особенно жаркие дни при температуре воздуха в тени более 30 °С, когда в помещении прохладнее, чем на улице, детей оставляют в комнатах с открытыми окнами.

В. П. Спирина (1967) описывает случай неразумного поведения родителей при закаливании детей. Как только дети начинали ходить, в любое время года их оставляли только в трусиках. Будучи постоянно обнаженными, они хотя и не жаловались на холод, но усиленно двигались. В те короткие отрезки времени, когда малыши отдыхали, они свертывались в клубочек, чтобы согреться.

Тщательное обследование этих детей обнаружило замедление их общего физического развития, нарушения осанки, отклонения от нормы ряда показателей функции дыхания и кровообращения и др. Подобные примеры доказывают, что некоторые родители неправильно понимают сущность закаливания, подвергая маленьких детей сверхсильным нагрузкам.

Задачей закаливания является выработка у ребенка защитных реакций на холодовые раздражители, резкость которых не превышает встречающихся обычно колебаний температуры.

После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым. Если же он испытывает неприятное чувство холода, продолжительность ванн нужно уменьшить или даже временно их прекратить. Воздушные ванны подготавливают организм ребенка к световоздушным и солнечным ваннам.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры распределяются в следующем порядке: обтирания, обливания, ванна, душ, купание в открытом водоеме. Начинают с местных обтираний или обливаний, затем переходят к общим процедурам. Как и при воздушных ваннах, обязателен постепенный переход от теплой воды к более прохладной. Чем короче и ограниченнее воздействие, тем холоднее может быть вода. Для…

Одной из самых слабых по воздействию на организм водных процедур считается влажное обтирание, которое применяют с 2—3-месячного возраста. Прежде чем приступить к ней, можно назначить сухие обтирания, однако последние рекомендуется начинать с 3—4 месяцев. Осторожность особенно необходима, когда приступают к закаливанию малышей или детей ослабленных, истощенных, недавно перенесших заболевание, легко возбудимых. Сухие обтирания Обнаженного ребенка…

Обтирания могут быть местными и общими. Местные водные обтирания назначают ослабленным детям с целью постепенного увеличения нагрузки: сначала обтирают небольшую поверхность тела, например конечности, а через несколько дней или недель переходят к общим процедурам. И местные, и общие обтирания выполняют рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в теплой воде и отжатой. Можно пользоваться также смоченным и…

В течение первых месяцев жизни ребенка после обычной ванны обливают водой, температура которой на 1—2 °С ниже, чем в ванне. Со временем температуру воды для обливания постепенно снижают еще на 2—3°. Так приучают детей к контрастным температурам, что составляет один из элементов закаливания организма и является переходным этапом к проведению специальных местных и общих обливаний…

В качестве местного закаливающего воздействия на организм используются умывание, мытье рук, мытье и обливание ног, игры с водой. Для местного обливания применяется более прохладная вода, чем для общего. При обливании к действию низких температур присоединяется давление струи воды, это усиливает раздражающий эффект. С полутора лет детей учат мыть руки самостоятельно. На третьем году ребенок должен…

Популярное
Новое Прочее