В качестве местного закаливающего воздействия на организм используются умывание, мытье рук, мытье и обливание ног, игры с водой. Для местного обливания применяется более прохладная вода, чем для общего. При обливании к действию низких температур присоединяется давление струи воды, это усиливает раздражающий эффект.
С полутора лет детей учат мыть руки самостоятельно. На третьем году ребенок должен уметь умываться без помощи, но под наблюдением взрослого (температура воды не ниже 18 °С). Для детей раннего возраста температура воды при обливании ног сначала должна приближаться к температуре тела (36—35 °С), а затем ее постепенно снижают и через 2—3 недели доводят до 26—28 °С.
Воду льют из ковша или лейки с близкого расстояния. При обливании ног обычно смачивают стопы и нижние половины голеней. На каждое местное обливание расходуется около полулитра воды, это занимает всего 20—30 секунд. Следует обратить особое внимание на правильное проведение мытья ног. Важно, чтобы непосредственно за гигиенической процедурой следовало обливание стоп водой более низкой температуры.
Сразу после обливания необходимо насухо вытереть ноги ребенка мягким полотенцем, легко массажируя кожу до небольшого покраснения. В теплое время года после прогулки ребенку моют ноги теплой водой с мылом, а затем с целью закаливания обливают их прохладной водой. Нужно отметить, что при резком охлаждении ног у незакаленного ребенка легко появляются насморк и другие воспалительные явления в дыхательных путях.
При заболевании детей, если позволяет их состояние, местные обливания обычно не отменяют, но температуру воды повышают на 2—3°, а по выздоровлении через каждые 2—3 дня температуру опять снижают на 1°, постепенно доводя до 26—28 °С. Летом после предварительного закаливания воздухом местные водные процедуры можно проводить на воздухе, защитив ребенка от ветра. В плохую погоду процедуры проводят в помещении, но не прекращают их.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь
Механизм закаливания организма довольно сложен, и многие стороны этого явления еще не совсем ясны. Однако хорошо известно, что в процессе закаливающего действия физических факторов на организм принимают участие рефлекторный, гуморальный и клеточный механизмы, а основная роль принадлежит центральной нервной системе. Воздействие холода или тепла на сложный рецепторный аппарат кожи и через него на центральную нервную…
По сравнению с другими естественными природными факторами солнечная радиация оказывает на организм более сильное воздействие. Поэтому закаливание солнцем начинают только после того, как ребенок привыкает к воздушным и водным процедурам. Наиболее полезны инфракрасные и ультрафиолетовые лучи солнечного спектра. Первые вызывают нагревание тканей и рефлекторное расширение капилляров кожи, а под влиянием «холодных» ультрафиолетовых лучей в клетках…
Благоприятный эффект от закаливающих процедур может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: обязательно учитываются индивидуальные особенности реактивности ребенка; сила раздражающего воздействия увеличивается последовательно: закаливание начинается с малых доза затем в зависимости от самочувствия ребенка дозировка постепенно увеличивается; закаливающие процедуры используются во все времена года, выполняются систематически и постепенно; все закаливающие мероприятия должны…
Г. Н. Сперанский и Е. Д. Заблудовская (1964), учитывая богатство рассеянного солнечного света ультрафиолетовыми лучами, рекомендуют для закаливания маленьких детей использовать летние световоздушные ванны. Их применяют как подготовительную и заключительную процедуру перед началом и после приема солнечных ванн. Кроме того, световоздушные ванны рекомендуют детям, которым солнечные ванны противопоказаны. В первые месяцы жизни эти ванны проводят…
Постепенность — одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно приспосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Переход от слабых закаливающих процедур к более сильным определяется состоянием ребенка, его реакцией на данное воздействие. Только последовательно приучая детей к изменениям температуры, можно без…