В настоящее время подходы к лечению бронхиальной астмы связаны с использованием средств терапевтического воздействия на различные патогенетические звенья аллергических реакций.
При этом ведущими являются методы, направленные на коррекцию иммунного статуса организма, стабилизацию цитоплазматических мембран клеток-мишеней, блокирование действия медиаторов аллергического воспаления, а также использование лекарственных соединений для устранения последствий патофизиологической стадии аллергической реакции, выражением которой и является приступ бронхиальной астмы.
Современная терапия бронхиальной астмы у детей строится с учетом фазы заболевания и индивидуальных особенностей его течения. Эти факторы являются ведущими при выборе тех или иных средств терапевтического воздействия.
В лечении бронхиальной астмы условно можно выделить три этапа:
- лечение бронхиальной астмы в остром периоде (неотложная терапия);
- проведение терапии, направленной на достижение ремиссии болезни;
- проведение специфической гипосенсибилизации.
Неотложная терапия бронхиальной астмы. Неотложная терапия в приступном периоде бронхиальной астмы строится с учетом патогенетических особенностей заболевания и направлена в первую очередь на выключение ведущего звена нарушения бронхиальной проходимости — спазма гладкой мускулатуры бронхов. Для этого прежде всего используют бронхоспазмолитические препараты.
«Бронхиальная астма у детей», И.И. Балаболкин
Это наиболее эффективный метод лечения бронхиальной астмы, позволяющий добиться длительной ремиссии и выздоровления. Принцип его заключается во введении больному постепенно возрастающих доз этиологически значимых аллергенов для достижения толерантности организма к ним. Специфическая гипосенсибилизация показана прежде всего при клинических формах бронхиальной астмы, обусловленных сенсибилизацией к аллергенам, устранить которые из окружающей обстановки заболевшего бронхиальной астмой ребенка не…
Снижение синтеза реагинов при специфической гипосенсибилизации может в свою очередь быть следствием изменений в различных звеньях клеточного иммунитета. Полагают, что снижение уровня IgE в процессе иммунотерапии происходит из-за уменьшения функциональной активности Т-лимфоцитов-хелперов и увеличения активности Т-лимфоцитов-супрессоров, приводящих к снижению активности В-лимфоцитов, продуцирующих IgE [Schopf L.E., 1978; Rivlin J. et al., 1981]. Терапевтический эффект при атопической…
Специфическая гипосенсибилизация у детей с бронхиальной астмой ведет к повышению активности неспецифической системы защиты организма — содержания пропердина, титра комплемента, фагоцитарной активности лейкоцитов [Мдинарадзе М. Д., Михеева Г. А., 1971; Михайлова 3. М., Михеева Г. А., 1974]. Снижается также чувствительность рецепторов периферических тканей к медиаторам аллергии. По данным И. С. Гущина (1980), после окончания гипосенсибилизации…
Положительные сдвиги в обмене веществ под влиянием специфической гипосенсибилизации могут рассматриваться как один из факторов, обеспечивающих толерантность организма к воздействию аллергена. Ведущим механизмом специфической гипосенсибилизации бактериальными аллергенами при инфекционно-аллергической форме бронхиальной астмы является повышение функциональной активности клеточного и гуморального иммунитета [Кузнецова Н. И., Молотилов Б. А., Балаболкин И. И., Пазюк Е. А., 1982; Oehling A….
Противопоказано проведение специфической гипосенсибилизации при: туберкулезе, бруцеллезе и других хронических инфекциях в активной фазе воспалительного процесса; активной фазе ревматизма, декомпенсированных ревматических пороках, различных формах диффузных болезней соединительной ткани (коллагенозы); острых и хронических заболеваниях внутренних органов с их функциональной недостаточностью; психических заболеваниях, болезнях нервной и эндокринной системы (органические поражения центральной нервной системы, диабет, тиреотоксикоз и др.);…
Первое введение поддерживающей дозы производят через 1 нед после завершения основного курса специфической гипосенсибилизации; интервал между первым и вторым введением поддерживающей дозы составляет 2 нед, между вторым и третьим введением — 3 нед. В последующем поддерживающая доза аллергенов вводится 1 раз в 3 нед. У детей с атопической бронхиальной астмой, обусловленной сенсибилизацией к аллергенам домашней…
Проведенный нами анализ эффективности специфической гипосенсибилизации у детей с неинфекционно-аллергической (атопической) формой бронхиальной астмы, получавших специфическую гипосенсибилизацию аллергенами домашней пыли (100 детей), сочетанием бытовых и пыльцевых аллергенов (80 детей) и пыльцевыми аллергенами (20 детей), свидетельствует о высокой эффективности этого метода лечения. После 1 года лечения положительные результаты терапии отмечены у 84% больных, причем у большинства…
Положительные результаты терапии примерно одинаково часто наблюдаются как у детей, у которых этиологическим фактором болезни является бытовая аллергия, так и у детей с бронхиальной астмой, обусловленной развитием сочетанной сенсибилизации к бытовым и пыльцевым аллергенам или одним пыльцевым аллергенам. У ряда детей после окончания специфической гипосенсибилизации по данным кожных проб наблюдается снижение гиперчувствительности к причинно-значимым аллергенам,…
Повышению эффективности специфической гипосенсибилизации способствует и своевременное лечение сопутствующих бронхиальной астме других аллергических заболеваний и обострений очагов хронической инфекции. Наши наблюдения показывают, что проведение специфической гипосенсибилизации при атопической бронхиальной астме с подключением максимальных доз витамина В6 ведет к уменьшению числа обострений болезни и снижению частоты интеркуррентных острых респираторных заболеваний и обострений очагов хронической инфекции. При…
Анализ причин развившихся побочных реакций позволил авторам прийти к заключению, что в 27% случаев эти реакции явились следствием перехода от старого к свежему аллергену, в 10% осложнения возникли в результате ошибки в подборе дозы и нарушения техники введения аллергена, в 4% случаев развитие побочных реакций было связано со слишком длинными или короткими интервалами между введениями…