
Основой для обеспечения оптимального уровня развития и поведения детей, охраны их здоровья является четкая организация работы и выполнение функциональных обязанностей персоналом дома ребенка, т. е. теми, кто непосредственно организует и осуществляет оздоровительно-воспитательную работу.
Для этого необходим высокий профессиональный уровень знаний и умений, любовь к детям, отчетливое понимание специфики воспитания детей в доме ребенка и своего высокого призвания — воспитать человека.
Все это достигается в первую очередь четким выполнением своих должностных обязанностей, правильным методическим руководством и постоянным контролем за работой всех подразделений и каждого члена коллектива, систематическим повышением квалификации сотрудников дома ребенка.
Во главе каждого дома ребенка стоит главный врач, назначаемый из числа наиболее квалифицированных педиатров, имеющих опыт работы с детьми раннего возраста.
Действующими штатными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР, в домах ребенка предусмотрены должности врачей-педиатров, а в специализированных домах ребенка (группах) врачей-отоларингологов и врачей-невропатологов; должности медицинских сестер, старшей медицинской сестры; должности медицинских сестер по физиотерапии, массажу, инструкторов по лечебной физкультуре, исходя из действующих расчетных норм нагрузки и объема работы; должности диет сестер и патронажных сестер, медицинских сестер донорского пункта по сбору грудного молока; должности старших воспитателей, воспитателей групп в зависимости от числа детей (разного возраста и состояния здоровья), приходящегося на 1 должность, музыкальных руководителей, логопедов, учителей-дефектологов; должности нянь.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина
Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала домов ребенка приведены в приложении 5. Главный врач дома ребенка в служебном отношении подчиняется органу здравоохранения города, района, области, края или республики. Он организует работу дома ребенка в соответствии с положением о доме ребенка, приказами и инструкциями, методическими рекомендациями органов здравоохранения; руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, распоряжениями и…
Главный врач несет юридическую ответственность за вверенных ему детей; материальную ответственность за материальные ценности, постановку оздоровительно-воспитательной работы в учреждении, выполнение всем персоналом своих функциональных обязанностей, психологический климат в учреждении. Он организует проведение, необходимого ремонта помещений, обеспечивает оборудование учреждения твердым, мягким, хозяйственным и медицинским инвентарем, игрушками, педагогическими и физкультурными пособиями, следит за их сохранностью и своевременным…
Врач-педиатр руководит работой группового персонала в курируемых им группах; обучает медицинских сестер, воспитателей и нянь и контролирует их работу, обучает новый персонал групп; участвует в подготовке и проведении групповых совещаний, осуществляет санитарно-просветительную работу с персоналом, родителями, кормящими матерями, проводит беседы, консультации, собрания; ведет установленную медицинскую документацию, делает назначения, контролирует ведение документации в группах и изоляторе….
Медицинские сестры подчиняются старшей медицинской сестре и врачам-педиатрам, являясь их помощниками в проведении всей лечебно-профилактической работы в прикрепленных группах. Они готовят детей к плановым профилактическим врачебным осмотрам: проводят взвешивание, антропометрические измерения, готовят необходимую документацию; выполняют профилактические и медицинские назначения врача, делают профилактические прививки, диагностические пробы, проводят забор материала для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;…
Совместно с врачом-педиатром и старшей медицинской сестрой диетсестра составляет ежедневные меню-раскладки, присутствует при закладке основных продуктов, витаминизации пищи, снимает пробу готовой пищи; периодически совместно с работниками санитарно-эпидемиологической службы контролирует калорийность и химический состав детских рационов; проводит подсчеты химического состава питания по накопительной бухгалтерской ведомости. Диетсестра должна периодически посещать группы и проверять организацию питания детей, доведение…
Старший воспитатель оказывает методическую помощь персоналу и при необходимости проводит индивидуальные занятия с детьми, отстающими в развитии, занимается и дополнительно общается с детьми, находящимися в состоянии тяжелой адаптации, индивидуально общается с детьми в случае нарушения у них поведения; апробирует методику занятий на индивидуальных занятиях с детьми; осуществляет контроль за правильностью диагностики нервно-психического развития детей воспитателями…
Особого внимания требует работа воспитателя в ночное время: придя на ночное дежурство, он принимает работу от предыдущей смены и выясняет наличие детей, нуждающихся в особом наблюдении; проверяет наличие всего необходимого для обслуживания детей (белье, питание, кипяченая вода, лекарственные средства для выполнения медицинских назначений); купает детей по установленному графику, проводит туалет ногтей, ушей, волос, находится в…
Основной задачей логопеда в доме ребенка является профилактика отклонений в речевом развитии детей, начиная с доречевого периода, своевременная диагностика и исправление речи во всех возрастных группах детей. С этой целью логопед обследует всех детей по развитию речевой деятельности, определяет уровень развития каждого ребенка и определяет мероприятия, обеспечивающие своевременное развитие речи или ее исправление. Он ежедневно…
Няня является помощником воспитателя группы и работает под его руководством. Она отвечает за санитарное состояние группы и сохранность имущества. Няня участвует во всей работе с детьми: кормлении, проведении прогулки, туалета, высаживания на горшки, купания, закаливания, укладывания на сон, а также в организации бодрствования детей; выполняет техническую работу, необходимую для организации всех проводимых в группе режимных…
Обучение среднего и младшего медицинского персонала и контроль за их работой осуществляет главный врач дома ребенка и старший воспитатель, а также врачи, старшая медицинская сестра, логопед. Работа с персоналом планируется в годовом плане дома ребенка, планах работы старшего воспитателя, врачей, логопеда. Наиболее эффективная форма обучения — проведение групповых медико-педагогических совещаний, на которых обсуждается состояние здоровья,…